Ольга Глущенко

"Пройди по тихим школьным этажам..."

@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_

Первая Школа мне понравилась сразу: и доброжелательные ребята, и учительница, и стильное здание школы, из окон которого был виден театр. На Новый Год между школой и театром сооружали огромную елку и ледяную горку, от которых по улице Карла Маркса к Дворцу Профсоюзов тянулся красочный городок - по обе стороны дороги устанавливали деревянные щиты, расписанные образами сказочных героев.

Первая учительница - красивая и элегантная Вера Фроловна Баламатова - была строгой и в классе из почти сорока шебутных ребятишек удерживала дисциплину буквально взглядом. Чтобы получить высокую оценку, нужно было крепко постараться, поскольку помарки и исправления считались за ошибки. Книжки-тетрадки полагалось держать в порядке, а воротнички, платочки и обшлага - свеженькими и отглаженными.

Безусловными отличниками и лидерами в первом классе были Женя Гребенщиков и Света Никитина. Они громко декламировали стихи и, вообще, были очень бойкими. Ира Леви впечатляюще пела, в том числе и вполне взрослые песни. Особенно здорово у нее выходило: "Стоит над горою Алеша - в Болгарии русский солдат". В старших классах к Ире присоединились Лариса Баграева и Лена Панова - так образовалось музыкальное трио, по сравнению с которым многие современные эстрадные группы могли бы со спокойной душой покинуть сцену и посвятить себя чему-то более прозаическому.

 

Каде Руссель (Cadet Rousselle) - персонаж веселой французской детской песенки, которую мы разучивали на пении (в русском переводе, конечно :) )
"Каде Руссель богато жил -
Домик без крыши он купил...
В дождь, мороз, ступая важно,
Носит он кафтан бумажный.
Да, да, да, этот так.
Каде Руссель - большой чудак..."
Я эту песенку нашла в прошлом году в Интернете. А здесь - французский оригинал.

Наши девочки вообще все неплохо пели. Кроме меня. Зато я во втором классе песенку о Каде Русселе в своей тетрадке по пению сопроводила портретом Жана-Жака Руссо, поставив, таким образом, в весьма щекотливое положение учительницу музыки. На ее краткое ошеломленное: "Кто это? И почему?" - я пояснила, что, во-первых, и Руссель, и Руссо - оба французы. А во-вторых, и тот, и другой - я же внимательно прочитала статью о французском "энциклопедисте"! - люди немножко странные. Во всяком случае такое впечатление на меня в восьмилетнем возрасте произвело прочитанное об утописте Руссо в настольном календаре... Дальнейших расспросов не последовало, но выражение лица учительницы помню до сих пор.

Нашими "зажигалочками" были Таня Упорова с репертуаром, постоянно пополняемым юморными песенками и стишками, виртуозно исполняемыми на переменках, Аня Верная - девочка с медно-рыжими неземного оттенка волосами и, конечно, Лена Морякова. Лена была настоящей актрисой - ни один творческий конкурс без нее не обходился. "Сороковые-роковые" читала до мурашек по коже - талант, одним словом.

У нас вообще интересные ребята были. Лена Недужая - прирожденная художница - рисовала моментально и очень красиво. Сейчас успешно творит в Нью-Йорке. Лена Ким - можно отдельную книгу писать - и математик, и художница, и скульптор. А Таня Брич легко могла рассказывать какую-нибудь захватывающую историю и одновременно решать достаточно сложные задачки по алгебре и геометрии.

Почти все девочки занимались музыкой и на переменках обменивались нотами к модным тогда песенкам Пугачевой или - из кинофильма "Три мушкетера". Позже ребята стали обзаводиться кассетниками и крутыми - по тем временам - бобинными магнитофонами "Маяк-202" и "Маяк-203". Переписывали друг у друга песни Владимира Высоцкого, бардов, концерты "Pink Floyd" и "Nazareth".

На школьных вечерах мальчишки вдохновенно исполняли популярные тогда песни из кинофильма "Розыгрыш" и "Гоп-гейгоп" на условно-английском языке - у них здорово получалось!

Много читали, а после уроков еще долго общались у школы, обмениваясь мнениями о прочитанном, пока окончательно не замерзали и не разбегались по домам. Замечательные девчонки с потрясающей теплой "энергетикой" - Лена Ким, Лена Медведько, Марина Кушнир, Таня Шахбазян, Аня Верная, Лена Княжанская, Марина Ушакова, Лена Морякова, Света Райзман, Таня Брич, Ира Кинасова. Позднее присоединились Наташа Кривошеева, Лариса Баграева, Марина Зуева и Таня Резникова. Очень было жаль, когда подружки разъезжались: Лена Медведько уехала в Белоруссию, а Марина Кушнир - на Украину. Лет через тридцать пять после расставания мы снова встретились - уже на бескрайних просторах "мировой паутины" и очень друг другу обрадовались.

Из отдельных школьных эпизодов почему-то запомнились сочинение Светы Райзман времен первого класса о белке, балансирующей в прыжке при помощи хвоста, и отличные ответы по неорганической химии в десятом классе Риты Белоконь, Лены Поповой и Лили Ширниной.

Мальчишки были и серьезными, и прикольными, а случалось, что и джентельменами. Могли и вперед пропустить, и дверь придержать - если только не очень часто. И даже посочувствовать - но так, чтоб никто ничего лишнего не подумал - мы, вообще, скромными ребятами были.

Запомнилось как классе в восьмом Леша Герасимчук стоял около рыдающей по поводу случайной "двойки" Лены Моряковой и, воздев руки к небу, душевно вопрошал: "Ну что ты воешь?!" Чувствовалось, что очень хотел утешить ее этой фразой. Меня же по случаю первой "двойки" в первом классе успокаивала Таня Усачева: "Оля, ну что ты плачешь? Знаешь, сколько у меня таких "двоек" - и я не плачу!" Все-таки дети очень отзывчивые, не так уж много у нее этих "двоек" было, просто хотелось чем-то помочь моему горю...

В младших и средних классах мальчики что-то чеканили, мастерили - под ненавязчивым чутким руководством учителя по труду Кустова Бориса Павловича. Получалось красиво. Запомнились чеканки Саши Атанова, Андрея Хаялиева и Тиграна Оболова.

Девочек домоводству обучала Надежда Павловна - мы готовили, делали выкройки, шили. Попутно допускалось пересказывать что-нибудь из зарубежной классики, например, "Женщину в белом" У.Коллинза или истории о Шерлоке Холмсе. А поскольку атмосфера в классе на домоводстве была вполне светской и даже интеллектуальной, таки решились мы с Мариной Зуевой сыграть в шахматы - под партой, конечно - не хотелось привлекать к себе слишком пристального внимания... Ничью без доигрывания нам объявила сама Надежда Павловна, сделав соответствующие записи в классном журнале и в наших персональных "книгах отзывов" - дневниках.

В начале каждого учебного года в школы приходили преподаватели художественных и театральных кружков, тренера спортивных секций, приглашая детей испытать себя на разных поприщах. Так, после школьных занятий одни бежали в ТЮЗ, другие - что-нибудь мастерить, а кто-то - на тренировки.

У нас был спортивный класс: Игорь Степанюк, Валера Бочков и Саша Мишин занимались боксом, Егор Булыменко, Ира Леви - легкой атлетикой, Юра Мельник - в составе сборной Магаданской области по хоккею завоевывал всякие крутые титулы. Многие ребята занимались плаванием. Кажется, все мальчики, хоть немножко, но играли в шахматы - в духе времени!

В четвертом классе к нам пришел Владимир Александрович Любимцев - кстати, тоже выпускник Первой Школы - и заинтересовал ребят шахматами. Помню, с какой радостью и волнением мы ходили в его Шахматную Школу. Энтузиаст, спокойный и доброжелательный Владимир Александрович постоянно устраивал детские и юношеские соревнования, терпеливо объяснял теорию и разбирал с нами сыгранные партии. Прогресс пошел быстро, и вскоре команда Первой Школы стала чемпионом города и области и не расставалась с этим титулом с 1976 по 1982 годы. В личных же первенствах для меня, ученицы восьмого класса, самыми радостными событиями стали первое место в чемпионате Магаданской области среди женщин, где пришлось сражаться с опытными и зрелыми конкурентками, и победа во Всесоюзном первенстве общества "Водник" среди девушек, которое проводилось в Ленинграде и было представлено очень достойными шахматистками из России, Украины и Грузии. "Хотите научиться играть - играйте без подсказок", "На ничьи не соглашайтесь - играйте до конца", "Думайте как слоны!" - напутствововал нас Владимир Александрович. Он же объяснил нам, что такое спортивная этика: проиграл - пожми руку сопернику. Многие из его установок вспоминаются до сих пор и, очевидно, в той или иной мере повлияли на формирование характеров его учеников. Летом 1979-ого года у нас появился еще один тренер - Вадим Степанович Воронцевич. Он вдохновлял своим чувством юмора и помог кое-что поменять в стиле игры. Спасибо большое Владимиру Александровичу и Вадиму Степановичу!

К слову об эпохе, занятия в кружках и секциях, выезды на соревнования, размещение, питание, а также обязательная культурная программа в поездках - посещение музеев, экскурсии - были для школьников бесплатными. А на соревнования - как командные, так и личные - мы выезжали почти каждые каникулы. Кстати, большинство моих зарубежных коллег и студентов до сих пор не до конца верят, что такая роскошь, в принципе, возможна!

О каждом из одноклассников можно было бы много написать. "Всесторонне развитые личности",- то с гордостью, то с некоторой иронией говорила наша классная руководительница и учительница истории Валерия Константиновна Копцева. Она за нас очень переживала и не позволяла слишком расслабляться. Заметив за кем-то попытки поразгильдяйничать, быстренько ставила на место, заклеймив бессмертным: "Аристократы, люди голубой крови!"... Своим английским знакомым смысл этой фразы я начинаю объяснять еще с исторического момента начала Октябрьской революции...

Преподавала Валерия Константиновна увлекательно - приносила с собой в класс множество книг по истории античного мира и средневековья. Помню, как нас завораживали легенды древних эллинов и мир египетских пирамид - и мы рисовали в своих тетрадях античных героев, богинь, сфинксов и даже придумывали свои собственные шифры-иероглифы.

Интересно, что несколькими десятилетиями позже увиденные "вживую" сфинксы и пирамиды показались мне более прозаичными по сравнению с теми, что запечатлелись в воображении на школьных уроках. Казалось, что над этими, нынешними, уже нет ореола вечной загадки, навеянного древними историями Валерии Константиновны!

Учителя наши были требовательными и - да, принципиальными. Наверное, это то, что можно по достоинству оценить спустя годы. Они обучали нас не только предметам, но и - самостоятельно думать и принимать решения.

Многие годы в Первой Школе алгебру и геометрию преподавала блестящий математик, элегантная и изящная Изольда Леонидовна Плакина. Замечательная учительница и теплый человек, несмотря на всю свою внешнюю строгость. Бескомпромиссная как к себе, так и к своим ученикам. Уже по окончании школы я слышала от многих выпускников, что Изольда Леонидовна сильно повлияла на формирование их характера.

Она объясняла так, что не понять было невозможно. Нарушетелей дисциплины могла призвать к порядку "легким движением" линейки - в область темечка. Теоремы обучала записывать математическими символами, требовала их помнить и уметь "расшифровывать", даже когда теорем накопилось несколько десятков. Уроки геометрии в старших классах были незабываемыми, ибо начинались с "экспресс-опроса". Изольда Леонидовна делила доску на несколько частей, вызывала сразу по пять-семь человек и объявляла: "Тебе - теорема номер один, тебе - номер два, тебе - три..." - и так далее. Все это происходило на совершенно "космической" скорости. Если видела, что ученик пишет ответ уверенно, то в целях экономии времени могла прервать "парад мыслей" и передать эстафету следующему. Так она успевала опросить все три ряда учеников минут за десять-пятнадцать. Сознаюсь, что такой "экспресс-метод" не вызывал энтузиазма в рядах учащихся, зато выпускной экзамен и вступительные в институт - письменная и устная математика - прошли "на ура"! Да и позже пригодилось выработанное такой подготовкой умение сосредоточиться и собраться.

Между прочим, по сравнению с современной английской школой, к урокам мы готовились более тщательно, ведь в советской школе подразумевалась взаимная ответственность преподавателя и ученика. Если что-то было непонятно, ученик должен был подойти к учителю и спросить. А учителю, соответственно, полагалось задержаться и объяснить непонятное. Поэтому за невыполненное задание преподаватель мог справедливо наказать "двойкой". В подавляющем же большинстве британских учебных заведений - как бесплатных, так и очень-очень платных - подобной системы не существует. В бесплатных школах учитель вполне может заявить, что если каждый день будет проверять домашние работы, то не успеет посмотреть вечерние сериалы. Уволить такого преподавателя администрации не всегда представляется возможным, ибо придется выплачивать "несознательному элементу" неустойку - а куда смотрели, когда на работу принимали?! В платных английских школах учителя более изобретательны и склонны к выдумке изящных "экскьюзов", дабы приберечь свободное время для себя любимых. Понятно, что и ученики при этом не шибко напрягаются выполнением домашних работ, легко объяснив их отсутствие непониманием задачи: "Sorry, Sir, I could not..." Тем не менее, экзаменционные британские бумаги разрабатываются с тем расчетом, что изучение материала проходит на самом высоком уровне. В результате, перед каждым тестированием родители сбиваются с ног в поисках репетиторов, которые смогли бы "подтянуть" их расслабившихся чад в короткий срок. Или уж вовсе не беспокоятся - и далее как у Хазанова: "Идите, вас ждут заводы". Впрочем, некоторые семьи не слишком этому огорчаются, ведь государство согласно выплачивать своим необустроенным гражданам некоторое пособие, обеспечив их койко-местами в каком-нибудь "хостеле", да и служба в армии необязательна...

В нашей же школе требования к учащимся предъявлялись высокие, а экзамены казались не слишком сложными, поскольку в течение года мы серьезно "вкалывали"...

Хотя, конечно, бывало всякое. Помнится, в четвертом классе проходили мы Куликовскую Битву - как раз накануне маминого Дня Рождения, и ситуация с моей домашней работой по истории вышла из-под контроля. Родители очень весело отмечали, гости сидели допоздна, и ничто не предвещало раннего пробуждения папы. А учились мы в первую смену. И непонятно, с чего это вдруг он в такую рань поднялся - хорошо ведь отмечали! Папа "отловил" меня буквально на выходе, неожиданно поинтересовавшись некоторыми подробностями исторического сражения. Тут-то и выяснилось, что наши с ним познания по этому вопросу явно расходились. Короткая, но очень эффективная утренняя "разборка" закончилась тем, что материал по Куликовской битве был отштудирован буквально за десять минут уже у двери. Попутно же родители довели до моего сведения значение фразы "утро Стрелецкой казни". Что же касается даты битвы - я помню ее до сих пор...

Очень повезло нам и с преподавателями по русскому и литературе, особенно запомнились уроки Аллы Романовны Вострецовой, Нины Константиновны Герасимовой и Людмилы Николаевны Непочатовой. Конечно, наша русская и советская литература - это уже такой "пласт", который читаешь-перечитываешь всю жизнь, многократно переосмысливая, и - продолжаешь находить что-то новое. На Западе вообще не все понимают, как можно в четырнадцать-пятнадцать лет от роду изучать "Преступление и наказание" или "Войну и мир", а потом еще и писать сочинения по этим произведениям. Там школьники и своих-то "родных" авторов не особо знают, за исключением, пожалуй, "Гарри Поттера" и "Властелина Колец". А мы на факультативных занятиях у Людмилы Николаевны и Драйзера читали, и Экзюпери, и много чего другого.

А наши "англичанки" - Жанна Сергеевна Волкова и Елена Владимировна Пенкина?! Честно скажу, далеко не у каждого коренного британца такой словарный запас, какой был у них! Учительницы наши, в отличие от многих коренных англосаксонцев, совершенствовали свой английский на произведениях классиков Великобритании и Северной Америки. Вот где высший класс!

А все эти настоящие, прошедшие, будущие времена, особенности "будущего в прошлом", залоги, наклонения! Когда я перечисляю своим британским студентам названия их же времен, многие впадают в состояние затяжного шока. У них таким детальным изучением грамматики - даже своего языка! - общеобразовательные школы не занимаются. Да что там названия времен! Из коренных жителей туманного Альбиона только специалист в этой самой области в состоянии ответить на вопрос сколько времен в его родном языке.

А наши учителя, кроме всего прочего, всего за два урока в неделю успевали и поработать с нами над фонетикой, и заставить запомнить новые слова, и проверить знание текстов!

Помните, какие тексты мы сдавали? Нужно было непременно уметь рассказывать о всех праздниках от Дня Конституции до Первомая, о писателях - отечественных и иностранных, о композиторах, музеях-галереях, городах, спорте и увлечениях. А когда проходили англоязычные страны, требовалось изложить на память географию, климат, политическую и экономическую систему, рассказать о населении на языке изучаемой страны. Думаю, что "средний" советский школьник был бОльшим знатоком в соответствующих областях, чем его заграничный сверстник!

В наших учительницах нравилось и то, что все они были очень стильными. Шили свои элегантные костюмчики-платьица - кто на заказ в ателье, кто - самостоятельно. Особое поколение женщин.

Много добрых слов хочется сказать о Якове Ивановиче Бровкине - бессменном преподавателе рисования и черчения и очень душевном человеке. Самого себя он скромно именовал "рисовальщиком", хотя был великолепным художником и учителем. Что такое "перспектива" и как правильно рисовать акварелью впервые я услышала именно от него. Как и много других полезных сведений о технике рисования и черчения.

Яков Иванович легко находил общий язык с учениками. В знак благодарности детки радостно "садились ему на шею". Тогда Яков Иванович выразительно "разрисовывал" дневники хулиганящих, оставляя свою запись сразу на двух листах развернутого дневника, по диагонали из нижнего левого угла - в правый верхний. Несмотря на это после окончания школы все неизменно отзывались о нем с особым теплом.

Кроме перечисленных учителей, хочется поблагодарить Ольгу Сергеевну Новикову - учительницу по химии, Марию Васильевну Устюжину и Александра Васильевича Матызина, преподававших нам физику, Людмилу Борисовну Мишкину - учительницу по географии, Курчееву Иду Геннадьевну - учительницу по ботанике, Шацило Галину Григорьевну - учительницу по зоологии и биологии, всех преподавателей по физкультуре - Нину Капитоновну Зуеву и Олега Ивановича (?), военрука Степина В.В. и директора школы - Шайтанову Любовь Михайловну.

Огромное спасибо им за знания и за то, что у нас осталось так много добрых воспоминаний о нашей Первой Школе!
 

45-й выпуск Первой школы

Другие материалы о школе

Зри в корень

Адрес страницы: http://neisri.narod.ru/academnet/1school/45-1982/glu.htm

(c) Copyright Глущенко (Турбасова) Ольга Леонидовна, 2015

Дата последнего изменения: