Кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра!

@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_
 

"Магаданская правда", N46(19714) от 27.04.2007, c.11

«Кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра!»

Именно так звучит девиз первой магаданской школы, торжество в честь 70-летия которой состоялось в Магаданском музыкальном и драматическом театре. Празднование прошло ярко и незабываемо. В актовом зале собрались гости: педагоги, бывшие и настоящие ученики лицея имени Н.К.Крупской, все те, кто неравнодушен к судьбе учебного заведения, играющего важную роль в истории города. Не секрет, что из стен старейшей в Магадане школы вышло много знаменитых людей: Сергей Наровчатов, Василий Аксенов, Павел Виноградов - это имена известны всей России. Фамилии многих выпускников на слуху у каждого колымчанина: Александр и Владимир Мягковы, Сергей Бекаревич, Александр Соколянский. И это, конечно, далеко не все. А ведь когда-то они, как и сегодняшние школьники, сидели за партами, участвовали в школьных мероприятиях и гордились учебным заведением, благодаря которому была получена основная база знаний. Безусловно, и из сегодняшних лицеистов получатся прекрасные врачи, известные художники, грамотные политики и просто хорошие люди.

ТАЛАНТЛИВЫЕ ДЕТИ ОДАРЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

- Талантливые дети растут у талантливых учителей, - говорит директор школы Наталья Михайловна Гришенко. - Здесь всегда работал очень сильный педагогический состав. Так уж сложилось с самого начала существования школы, что у нас преподают только учителя, любящие и знающие свое дело, случайные люди просто не задерживаются надолго. Опыт и знания передаются вновь пришедшим учителям по наследству. Отношения, складывающиеся в коллективе, превращают лицей в большой общий дом

Здесь умудренные опытом всегда помогают молодым, учат их тому, что знают сами, а молодежь неизменно преисполнена новыми идеями, инициативами и творческим духом. В такой обстановке дети учатся, творят и развиваются с удовольствием. Сегодня я горжусь педагогическим составом. Некоторые из учащихся когда-то окончили этот лицей, потом пришли сюда преподавать и своих детей привели в ставшие родными стены. Я уверена, что молодые кадры, работающие в школе не так давно, смогут стать достойной заменой тем, кто уйдет на заслуженный отдых. Не сомневаюсь, что благодаря сохраненным педагогическим традициям даже через десятки лет лицей имени Н.К.Крупской так и останется одним из лучших учебных заведений.

ШКОЛА СЕГОДНЯ

На перемене в лицее № 1, как всегда, шумно, но прозвеневший звонок мгновенно прерывает гам, в коридорах воцаряется тишина. За парты враз усаживаются 650 учащихся, а преподают им 49 учителей. Сейчас школа хорошо оборудована, материально-техническая база свободно позволяет внедрять в учебный процесс новые информационные технологии. К юбилею лицею сделан подарок - недавно здесь открылся кабинет информационно-коммуникативных технологий. Класс оборудован по последнему слову техники: мультимедийный проектор и 14 компьютеров с гарнитурой. Новое оборудование позволяет использовать все обучающие программы, а также предоставляет возможность работать со справочной литературой и получать дополнительную информацию. Со временем компьютеры подключат к Всемирной паутине, школьники начнут работу с Интернет-ресурсами. Хотя уже сегодня для подготовки к занятиям ребятам необходимо пользоваться оперативной информацией, которую они получают благодаря сайтам, указанным педагогами. Доступ к Интернету имеет каждый учащийся лицея, ведь современная школьная библиотека, - это информационно-образовательный центр, оборудованный компьютерами.

Большая часть уроков здесь проходит в первую смену, вторая половина дня отдана для факультативов, внеклассных занятий и кружков. Танцы, вокал, репетиции команды КВН, подготовка к различным мероприятиям, занятия в тренажерном зале, кружке вышивания, - вот современная жизнь школы с семидесятилетней историей. Здесь обучаются творческие и талантливые дети, а интерес к знаниям и желание совершенствоваться воспитывают в них увлеченные работой педагоги. Благодаря Эдуарду Фердинандовичу Романенко мальчишки, посещающие кружок «Мастерок», научились делать из дерева оригинальные и красивые изделия. Некоторые ребята участвовали со своими работами на выставках и не раз занимали призовые места. Несколько панно, выполненных руками ребят, украшают стены кабинета директора школы. Дети, увлекшиеся в школьных стенах хореографией, сегодня танцуют в хорошо известном магаданцам коллективе «Колымские звездочки». Работает на базе школы и фольклорный ансамбль «Соловушка» для учащихся, педагоги же объединились в вокальный коллектив «Вересень». Почти во всех мероприятиях учителя не только являются организаторами, но и выступают как непосредственные участники. Уже несколько лет существует команда КВН, состоящая из педагогов, 11 «Е», которая наравне с ребятами борется за звание лучшей школьной команды. Впервые в этом году в конкурсе песни и строя маршировал и пел коллектив учителей.

И УЧИТЕЛЬСКАЯ КОМАНДА КВН

- Мы не меньше, чем дети, хотим хорошо выступить и стараемся, - рассказывает молодой педагог, заместитель директора по научно-методической работе, психолог Ирина Вадимовна Николаева. - Учительская команда КВН появилась в школе около 7 лет назад, как раз когда я пришла сюда работать. Думаю, создание такой команды хорошая мысль, так как это позволяет детям по-другому взглянуть на учителей. Во время подобных мероприятий ребята не только занимаются творчеством, здесь важны и воспитательные моменты. Все мы, дети и взрослые, очень ответственно готовимся к выступлениям и всегда с нетерпением ждем традиционных осенних игр КВН в нашей школе.

Помимо новых традиций, таких, как участие в играх КВН команды учителей, в школе, безусловно, есть и старые. Об одной из них рассказывает молодой педагог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы Вера Васильевна Толстихина. Она была выпускницей этой школы, а сегодня сама пришла сюда работать

- Покидая стены учебного заведения, каждый класс оставляет творческий отчет, это сценарии мероприятий, различные работы и другое. Благодаря этому мне удалось найти сочинение, которое я писала в пятом классе на тему: «Если бы у меня была волшебная палочка». Забавно, но в нем я выразила мысль, что хочу, чтобы всем детям на Земле хватило хлеба. А мой одноклассник пожелал оживить Ленина. Сочинения на подобные темы мы пишем и сегодня, но в отличие от нас современные дети менее политизированы. Они беспокоятся за своих близких и сопереживают друзьям. Недавно в рамках празднования юбилея школы прошел конкурс сочинений, посвященных нашему лицею. Приятно было отметить, что красной линией через все сочинения прошло чувство гордости за свою школу и любовь к учителям. Особенно ребята выделяют Галину Владимировну Хорошилову, она является кумиром для всех учеников, а для нас - образцовым педагогом, впрочем, как и другие, проработавшие здесь долгие годы

ЧЕМУ УЧАТСЯ ЛИЦЕИСТЫ

Сегодня лицей им. Н.К.Крупской стал кузницей будущих кадров для МЧС, УВД и Вооруженных Сил. Уже несколько лет здесь воспитывает кадетов их любимый наставник и учитель Андрей Михайлович Клыпа. Как рассказывает учащийся 11-го класса Денис Танин, самыми запоминающимися событиями за все школьные годы для него стали посвящение в лицеисты в пятом классе и посвящение в кадеты в девятом. После окончания школы старшеклассник собирается поступать в военное училище в Москве по специальности «психолог». Но и дисциплинированным, собранным кадетам не чужды шалости и проказы.

- Здесь нас научили всегда отвечать за свои поступки, - рассказывает Денис, с улыбкой вспоминая один из забавных случаев. - Как-то в школьный двор приехал трактор, чтобы расчистить снег, а мы же с ребятами стали обкидывать его снежками. Тогда тракторист разозлился и уехал, недоделав работу. В результате расчищать двор пришлось нам лопатами: так нас наказал преподаватель кадетского класса Андрей Михайлович Клыпа. Никто, конечно, не был в обиде, так как все ребята давно признали его строгим, но справедливым, а лично для меня он стал примером.

ПОКИДАЯ ШКОЛУ, ПОСАДИ ДЕРЕВО

В течение долгих лет работы школы здесь сформировались добрые традиции, которые чтят и передают от поколения к поколению. Не каждый знает, что встречаться в Москве у Большого театра каждый год в конце лета придумали именно ученики первой школы. Сначала этот уговор действовал только между выпускниками, а потом со временем о нем узнали все магаданцы и стали приходить на площадь, чтобы повидаться с земляками-северянами. Другая очень давняя традиция - вместе фотографироваться на лестнице, после того как отзвенел последний звонок. Конечно, лестница нового здания не такая большая и красивая, но старшеклассники всегда выстраиваются у входа в школу, чтобы запечатлеть этот момент на долгую память. В коридорах старого здания можно было увидеть фотографии всех выпусков, сейчас эту традицию возрождают, идет работа над сбором архива. Также с давних пор в лицее ведется Книга почета, куда по решению комиссии включаются лучшие выпускники.

Долгое время мечтой директора школы, педагогов и учеников было создание сквера возле здания на пустыре. Сейчас, окончив учебное заведение, каждый выпускник сажает здесь дерево. Несомненно, благодаря этой традиции через несколько лет здесь действительно появится большой зеленый сквер. И хотя наши северные деревья не дают плодов, силы, вложенные педагогами в каждого ученика, обязательно дадут прекрасные результаты.

1 апреля 1936 г. началось строительство четырехэтажного кирпичного здания средней школы на улице Берзина (ныне проспект Карла Маркса) по проекту магаданских архитекторов.

«Школа, по-видимому, будет готова лишь к весне 1937 года, - сказал на II съезде Советов Колымы в октябре 1936 г. Э.П.Берзин. Правда, школа получится неплохая. Такую можно было бы, не стыдясь, перенести даже в Москву».

5 декабря 1936 года газета «Советская Колыма» сообщила, что строительство четырехэтажного кирпичного здания средней школы ведется быстрыми темпами и оно уже готово на 67 процентов.

17 марта 1937 года газета «Советская Колыма» опубликовала статью А.Костерина «Осуществленная мечта детей», в которой рассказывалось о строительстве средней школы. По свидетельству автора, она возведена за 10 месяцев под руководством инженера А.Е.Ашанина и прораба С.З.Милочкина и имеет 120 комнат. На строительство школы ушло восемь вагонов материалов, гвоздей, цемента, песка, леса, железа, кирпича, извести.

1 апреля 1937 года четырехэтажная средняя школа вступила в эксплуатацию, а 20 июня уже провожала своих первых учеников. Из одиннадцати трое - Павел Лаврентьев, Сергей Наровчатов и Юрий Щеголев - окончили школу с отличием. Аттестаты и подарки (импортные часы) выпускникам вручал сам директор Дальстроя Э.П.Берзин.

Татьяна ИВАНОВА
 

Оглавление

Адрес страницы: http://neisri.narod.ru/academnet/1school/70-2007/magadanka/mp27042007-11.htm

(c) Copyleft Трумпе M.A., 2007

Дата последнего изменения:

Вы посетитель

Hosted by uCoz