Приблизительная периодизация истории строительства и архитектуры Магадана

С достаточной долей условности в архитектурно-строительной истории Магадана можно выделить ряд периодов:

1) Период исключительно утилитарных сооружений, от палаток и землянок до бараков, возводимых для защиты от внешней среды и обеспечения минимума жилищных условий (конец 20-х - начало 30-х годов прошлого столетия); некоторые из городских бараков простояли до начала 2000-х годов, а отдельные барачные строения можно и сегодня увидеть на отдаленных окраинах города; в качестве строительных материалов использовались дерево, глина, песок, прессованный торф (мохоплиты);

2) Cтроительство капитальных сооружений из кирпича, как жилых домов, так и различных зданий общественного назначения; подобные здания уже были достаточно комфортны и имели элементы наружного декора, сочетавшего классику и советскую символику (30-е - 50-е годы);

3) Эпоха обезличенных, зачастую небрежно возведенных "коробок-пятиэтажек", от пресловутых кирпичных и крупнопанельных "хрущевок" до комплексов МЖК (молодежный жилищный кооператив); ускоренные темпы крупнопанельного гражданского строительства были обусловлены социально-политической и экономической необходимостью скорейшего разрешения жилищной проблемы, характерной для всей страны (конец 50-х - начало 90-х годов);

4) Период застоя в строительстве в связи с социально-политическими потрясениями (90-е годы);

5) Начиная с 2000-х годов жилищный вопрос в Магадане начинает утрачивать свою остроту, чему в немалой степени способствовал массовый выезд населения в ЦРС (центральные районы страны); важным направлением архитектурной деятельности становится создание более комфортной внешней среды - спортивных сооружений, детских игровых площадок, озелененных участков, фонтанных комплексов и пр. (2000-2020 гг.).

В рамках нашей экскурсии наибольший интерес представляют сооружения 40-60-х годов, которые возводились в эпоху расцвета так называемого "сталинского ампира".

Стиль ампир в архитектуре, наследующий традиции античного классицизма и эпохи Возрождения, но при этом наполненный собственным концептуальным содержанием, историческими корнями восходит к эпохе Наполеона во Франции. Сам термин "ампир" переводится с французского языка как "империя" (empire) и отсюда становится понятным предназначение этого архитектурного стиля, а именно: прославление имперской власти, военной мощи и величия, богатства и роскоши государства-империи. Наиболее очевидными характеристиками архитектурного ампира являются монументальность и грандиозность сооружений, сочетающаяся с насыщенной декоративностью.

Эпоха сталинского ампира или, как его еще называют, "социалистического классицизма"1, унаследовала традиции имперской монументальности, но наполнила их новым идеологическим содержанием, пропагандирующим коммунистические идеи, веру в светлое будущее, единство и крепость духа советского народа. При этом, как предписывают каноны стиля, сталинский ампир совмещает гигантизм сооружений с богатым декором зданий. Основные классические элементы внешнего оформления представлены разными типами колонн, портиков, различными барельефами и богатой лепниной. Главными символами советской эпохи являются скульптуры и барельефы Ленина и Сталина, возвышенно-героические фигуры рабочих и крестьян, воинов и спортсменов, а также изображения серпа и молота, пятиконечной звезды и красного знамени, и т.п.

Наиболее яркими архитектурными образцами сталинского ампира или неоклассики являются здания по проспекту Ленина, ул. Пушкина, площади Горького и некоторые другие. Итак, друзья, мы начинаем наше путешествие!

1 Термин неоклассика является идеологически более нейтральным и используется для определения архитектурного стиля зданий не только в СССР и России, но и в ряде стран Европы и Америки.