А.Г.Козлов о Первой школе

@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_

Эти документы, описывающие положение в школе накануне и во время войны, найдены Александром Глущенко (выпуск 1968 г.) в книге историка А.Г.Козлова 13 июня 2015 года.

ПРОТОКОЛ N 30
заседания бюро городского комитета ВКП(б) г. Магадана
 от 19 декабря 1940 года

 Присутствовали члены бюро т. т. Буров, Тырлик, Визарова, Окунев, Звонарев, Белов.
 <...>

§8.

Доклад директора средней школы тов. Водослановой "О работе школы в первой четверти 1940/41
учебного года".
Докладывает тов. Водосланова
 Содоклад - тов. Лобанцев.

Тов. Водосланова: Школа имеет 31 класс: 14 классов нач. школы и 17 средней; с третьей четверти
 будет 32 класса. К началу учебного года школа была подготовлена полностью и своевременно, учебные
 комнаты оборудованы хорошо. Не хватает учебников, задачников Шапошникова для 5-х классов необ-
ходимо приобрести минимум 50 экземпляров. Нет учебников по истории. Временное затруднение с
 тетрадями было, сейчас получили 15 000 тетрадей, но плохого качества. Оборудование, оставшееся от
 техникума, очень старое и неподходящее.
В отношении подбора кадров. У нас 40 человек педагогов: с высшим образованием 21 чел., с
 н/высшим 3 чел., 16 человек со средним; со стажем до 5-ти лет 4 чел.;
до 10 лет - 12 чел., до 15 лет - 5 чел., выше 15 лет - 19 человек.
Исходя из этих данных школа кадрами обеспечена была неплохими. 
Успеваемость. Закончили год с успеваемостью 88,7% по всей школе, осталось на второй год 8,5%,
выбыли до осеннего испытания 2,8%. В прошлом году было 779 учеников к концу года, в этом году -
1072 человека... Конечно, работаем мы еще плохо, надо работать много, много лучше, но сказать, что у
 нас основные участки работы не организованы, нельзя. Планы у нас есть, начиная с общешкольного
 полугодового, месячного, календарных и всех других, вплоть до поурочных. Программные планы вы-
полняем по всем классам, за исключением 1-в, который некоторое время был без постоянного учителя
 и там имеется некоторое отставание.
 <...>
У нас плохо с воспитательной работой. Не умеем мы заставить детей серьезно работать, ответс-
твенно относиться к учебе. Сами учить их умеем, а заставить учиться не умеем. Конечно, и со стороны
 преподавателей есть много недоделок в части воспитательной работы, будем больше требовать. Вос-
питание - дело чрезвычайно тонкое, многогранное и трудное. Воспитывает не только школа, но и семья,
а родители нам совсем мало помогают в воспитании, а некоторые даже мешают, т. е. их самих надо
 учить, как воспитывать, а некоторых надо привлекать к ответственности. Вот этого мы не умеем делать,
часто дело не доводим до конца. Отдел народного образования и органы милиции должны помогать в
 борьбе с безнадзорностью детей. Много материалов мы дали в милицию, но ничего не делается. Роди-
тельский комитет недавно начал свою деятельность.
 <...>
Пионерская работа в этом году поставлена лучше в том смысле, что есть уже пионервожатые, но
 некоторые только еще приступают к работе. Часы их работы для школы, вернее для педагогов, не со-
всем удобны - после 6 часов, да и для ребят, особенно для тех, кто живет далеко, а педагоги некоторые
 имеют вечерние занятия.
 <-..>
От постановки военного дела во многом зависит дисциплина учащихся, а военрук Тихонов и пре-
подаватель неважный и воспитатель совсем плохой. Я об этом писала и в горком партии и в военкомат.
 <...>
Слабо работает комсомол. Секретаря комитета ВЛКСМ нет. Учком самостоятельно не может ра-
ботать. Только когда ему даешь отдельные поручения - выполняет.
 <...>
Тов. Лобанцев: Содоклад "Основные вопросы работы школы". Когда знакомишься с работой, с
 постановкой воспитательной работы, то видно, что дирекция школы и коллектив не борются с недостат-
ками и нет единства директора школы и педсостава, нет контакта и единства в тех или иных мероприя-
тиях между завучем и директором, а даже есть враждебность. Это один из основных недостатков, отра-
зившийся на работе школы.

Руководство поставлено не четко, не методически и особенно отсутствует повседневно контроль
 над учителями, нет организации обмена опытом. Пример: повсеместно учителя не выполняют своих
 обязанностей (не ведется журнал о пройденном материале), отсутствует план у педагогов... Мы посети-
ли 42 урока, и плана работ нет. Педагог называет тему и все, а как, в какой плоскости будет проходить
 урок, неизвестно. Нет орфографического режима.
На основании этих примеров можно сделать вывод, что контроля за работой педагогов нет, осо-
бенно со стороны зав. уч. Корниенко. Дисциплина учащихся на уроках неплохая, но вне школы очень
 плохая, и вина в этом в большей степени педагогов.
 <...>
Парторганизация уделяла мало внимания педагогам, комсомольской организации и работе МК.
Считаю, что горком должен эти вопросы учесть и обратить внимание на родителей, не занимающихся
 воспитанием детей.
 <...>
Постановили: Обсудив доклад директора Магаданской средней школы т. Водослановой о работе
 школы за 1-ю четверть учебного года, бюро горкома ВКП(б) отмечает, что несмотря на своевременную
 подготовку школы к началу учебного 1940/41 года все же первая четверть учебного года проведена явно
 неудовлетворительно.
 <... >

Бюро городского комитета ВКП(б) постановляет:

1. Довести до сведения руководства Главного и Политического Управлений Дальстроя мне-
ние Бюро горкома ВКП(б) о невозможности дальнейшего пребывания на должности директора
 школы т. Водослановой, явно не справившейся с порученной ей работой.

2. Рекомендовать на должность директора школы т. Аксенова - инструктора Политического Уп-
равления.

3. Обязать горком ВЛКСМ принять все меры к быстрейшему исправлению работы комсомольской
 и пионерской организаций, наладить работу существующих кружков, повести решительную борьбу за
 укрепление школьной дисциплины и успеваемости среди учеников, особенно среди комсомольцев и
 пионеров, шире вовлекая в эту работу педагогов.
 <...>

Секретарь ГК ВКП(б) Белов

-------------------

ЦХСДМО, ф. 4, оп. 1, д. 8, л. 113, 122-129. Подлинник.

Источник: Козлов А. Г. Магадан: предвоенное и военное время. Ч. 2. (1935-1945). Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2002. 477 с., С. 177-178. ISBN 5-94729-024-3

Еще один документ из той же книги:

"ПРОТОКОЛ N 72
заседания бюро городского комитета ВКП(б) г. Магадана
 от 14 июля 1941 года

<...>

§2

Прием в члены ВКП(б) тов. Медова В. И. - парторганизация Магаданской средней школы.

Тов. Васильев, присутствует т. Медов.

Медов Владимир Иванович, год рождения 1910, национальность русский, место рождения г. Винда-
ва Курляндской губ., время вступления в кандидаты - март 1940 г., в ВЛКСМ состоял с 1925 по 1940 год,
образование среднее, в РККА не служил, в старой армии не служил, в отрядах, боровшихся против
 советской власти, не служил, в братских компартиях не состоял, ранее в ВКП(б) не состоял, к уголовной
 ответственности не привлекался, родственники за границей не живут.

Рекомендуют:

1. Алешина Татьяна Гавриловна, член ВКП(б)с 1931 года, партбилет N 0009965, педагог средней
 школы, знает тов. Медова с 1939 года.

2. Тайц Рафаэль Михайлович, член ВКП(б) с 1932 года, партбилет N 2438226, лектор Политуп-
равления, знает тов. Медова с января 1940 г.

3. Железников Василий Васильевич, член ВКП(б)с 1938 года, партбилет N 3027757, нач. оргинст-
рукторского отдела политотд. УСВИТЛ, знает тов. Медова с 1939 г.
Решением собрания парторганизации магаданской средней школы от 25 июня 1941 г. тов. Медов
 принят в члены ВКП(б).

Тов. Медов рассказывает о своей трудовой деятельности.

Вопрос: Как работаете над собой?

Ответ: Изучаю "Краткий курс истории ВКП(б)", прочел весь, законспектировал до 7 главы.

Вопрос: Какие поручения выполнял в партийной организации?

Ответ: Выполнял отдельные поручения.

Вопрос: Сейчас едете работать на прииск по мобилизации?

Ответ: Да.

Выступали: т.т. Трофименко, Доктор, Буров, Васильев.

Постановили: Решение парторганизации Магаданской средней школы от 25 июня 1941г. утвер-
дить. Тов. Медова Владимира Ивановича принять в члены ВКП(б).

 <...>"
------------------------

ЦХСД МО, ф. 4, oп. 1, д. 19, л. 18-21. Подлинник.

Источник: Козлов А. Г. Магадан: предвоенное и военное время. Ч. 2. (1935-1945). Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2002. 477 с., С. 208-210. ISBN 5-94729-024-3

Еще один документ из той же книги:

ПРОТОКОЛ N 13
заседания бюро Магаданского городского комитета ВКП(б)
от 6 апреля 1942 года

 Присутствовали: члены бюро тов. Васильев. Ларин. Окунев, Корсаков, Головкин, Строганов, Дмит-
риева.

§1

Об итогах работы школы за III-ю четверть.
Докладчик тов. Аксенов.
Присутствовали: т. т. Алешина, Драбкина, Власова, Красовская, Трофименко. Лобанцев. Кунич-
кин, Праченко.
Выступали: т. т. Трофименко, Ларин, Лобанцев, Власова. Драбкина, Куничкин, Праченко.
Постановили: Заслушав доклад директора Магаданской средней школы тов. Аксенова об итогах
 работы школы за Ш-ю четверть учебного года и о подготовке к весенним испытаниям, Бюро горкома
 ВКП(б) отмечает, что наряду с некоторыми успехами, достигнутыми школой, основная ее задача - борь-
ба за отличную учебу - не разрешена.
В среднем по школе успеваемость за III-ю четверть определяется в 83%. Из общего числа 1086
учащихся имеют плохие отметки 179 человек.
Особенно неблагополучно с успеваемостью учащихся обстоит дело по математике и химии. При
 наличии ряда классов в школе, показавших отличные образцы учебы, есть такие классы, как 10-б, 9-в, 4-в,
имеющие до 40-50% неуспевающих учащихся.
Недостатки в работе школы имеют своей причиной в основном следующие обстоятельства: сла-
бость учебно-методической работы, низкую дисциплину среди учащихся, особенно в старших классах
 неудовлетворительную работу комсомольской организации школы в борьбе за успеваемость и дисцип-
лину и недостаточную работу парторганизации школы по мобилизации педагогического коллектива на
 достижение высокой успеваемости учащихся и отсутствие должного контроля и руководства со сторо-
ны директора школы тов. Аксенова за деятельностью педагогов-предметников, классных руководите-
лей и особенно учебной части школы.
Для устранения имеющихся недостатков, успешного проведения IV четверти учебного года и в
 целях обеспечения должной подготовки к весенним испытаниям Бюро горкома ВКП(б) постановляет:
1. Обязать директора школы тов. Аксенова организовать работу администрации школы и всего
 педагогического коллектива таким образом, чтобы за период IV, завершающей четверти учебного года
 была обеспечена успеваемость учащихся и чтобы было ликвидировано отставание в учебе по отдель-
ным дисциплинам и классам, имевшее место в прошлую четверть.
2. Предложить директору школы т. Аксенову и секретарю парторганизации т. Алешиной добиться
 установления в школе твердой дисциплины, без которой невозможно обеспечить должную успевае-
мость среди учащихся.
3. Указать тов. Аксенову на слабую организацию учебно-методической работы в школе. Директор
 и зав. учебной частью должны осуществлять систематический контроль за работой педагогов, оказы-
вать им помощь и организовывать обмен педагогическим опытом.
4. Директора школы т. Аксенова обязать в кратчайший срок исправить недостатки, имеющиеся в
 его работе, оказывать систематическую помощь педагогам, контролировать их работу и проявлять де-
ловую требовательность в отношении педагогического коллектива, наладить регулярную и эффектив-
ную работу педсовещаний и метод, объединений, помогать комитету комсомола в его работе, чаще
 бывать в классах, в комсомольских группах, непосредственно и конкретно вникать в существо работь
 педагогов-предметников и классных руководителей.
5. Секретарю комитета ВЛКСМ школы тов. Власовой и секретарю парторганизации школы тов. Але-
шиной усилить руководство комсомольской и пионерской организациями, укрепить дисциплину в кои-
сомольских группах и обеспечить авангардную роль комсомольцев и пионеров в учебе.
6. Для оказания систематической помощи директору и парторганизации школы, в соответствии с
 директивой Политуправления, утвердить внештатными партприкрепленными к школе т. Сейдаметова
 члена ВКП(б) (к старшим классам), и т. Пашкову, кандидата ВКП(б) (к начальной школе).
7. Директору школы тов. Аксенову и председателю комитета по делам физкультуры и спорта
 тов. Леонидову принять необходимые меры для налаживания физкультуры среди учащихся.
8 Обратить внимание т. т. Аксенова и Алешиной на то, что в школе недопустимо затягивается
 начало занятий по агроминимуму для учащихся старших классов, также недостаточно развернуты под-
готовительные работы по организации школьного подсобного хозяйства.
9. Обязать т. Аксенова совместно с комсомольской организацией и родительской общественностыс
 всемерно расширять объем и формы внешкольной воспитательной работы среди учащихся, подчиняя ее
 разрешению основной задачи - повышению успеваемости (Дом пионеров, различные кружки и т. п.).
10. Обратить внимание секретарей первичных парторганизаций города на то, что с их стороны не
 уделяется должного внимания воспитательной работе с детьми. Все еще отмечаются факты безразлич-
ного отношения родителей-коммунистов к воспитанию и учебе своих детей. Обязать секретарей партор-
ганизаций обсудить на партсобраниях вопрос воспитательной работы с детьми, используя фактический
 материал своих организаций.
11. Созвать в горкоме ВКП(б) родителей-коммунистов, чьи дети плохо учатся и нарушают дисцип-
лину в школе, для обсуждения с ними вопроса об их партийной ответственности за учебу и воспитание
 ребят
12. Обратить внимание начальника Магаданторга т. Попова, директора Дома культуры т. Ярикова
 зав 1 и 2 горкинотеатрами тов. Линкевича. начальника горкоммунотдела т Муратова и начальника Уп-
равления милиции т. Логинова на то, что в городе часто наблюдаются случаи нарушения законоположе-
ний о порядке допуска несовершеннолетних учащихся в торгующие и зрелищные мероприятия.
13. Отмечая неудовлетворительную работу школы за III-ю четверть учебного года, предупредить
 тов. Аксенова, что, если он не улучшит свою работу и не добьется повышения успеваемости учащихся,
к нему будут применены строгие меры партийного взыскания.

Секретарь ГК ВКП(б) Васильев

-----------------------
ЦХСД МО.ф. 4. оп. 1,л. 32, л. 135-137. Подлинник.

Источник: Козлов А. Г. Магадан: предвоенное и военное время. Ч. 2. (1935-1945). Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2002. 477 с., С. 265-267. ISBN 5-94729-024-3

Еще один документ из той же книги:

Протокол N 43 (без даты, но по контексту июль
1942 г.) заседания бюро МГК ВКП(б):

 "...1. Предложить начальнику Управления сельского хозяйства тов. Сагинову, секретарю парторгани-
зации тов. Ганюшкину и директору школы тов. Лобанцеву принять все необходимые меры к безусловно-
му выполнению учащимися производственных норм при высоком качестве работы. К 25 июля упорядо-
чить дело нормирования труда в бригадах учащихся совхоза "Дукча"..."

ЦХГД МО, ф. 4, oп. 1. д. 35. л. 1-3. Подлинник.

Источник: Козлов А. Г. Магадан: предвоенное и военное время. Ч. 2. (1935-1945). Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2002. 477 с., С. 281. ISBN 5-94729-024-3

Еще один документ из той же книги:

ПРОТОКОЛ N 50
заседания бюро Магаданского городского комитета ВКП(б)
от 20 августа 1942 года

<...>

§4
О подготовке Магаданской средней школы к 1942/1943 учебному году.
Докладывал: Директор школы тов. Лобанцев.
Присутствуют: тов. тов. Алешина, Красовская, Ширяева
Выступали: тов. тов. Ширяев, Васильев
Постановили: Заслушав доклад директора Магаданской средней школы Лобанцева о подготовке
школы к новому учебному году, бюро ГК ВКП(б) отмечает: школа к новому учебному году в основном
готова. Закончен ремонт школы, имеется необходимый инвентарь, учебные пособия, укомплектован
преподавательский состав, назначены классные руководители как в начальной, так и в средней школе.
Партийная и комсомольская организации школы принимали участие в подготовке к новому учебному
году, оказывали практическую помощь директору в его повседневной работе.
Наряду с этим в школе имеется ряд недостатков в подготовке к новому учебному году

<...>

Бюро ГК ВКП(б) постановляет:
1. Обязать директора школы тов. Лобанцева немедленно составить на остающийся до начала
учебного года период план работы по подготовке школы, включая все общественные мероприятия.
2. Закончить к 25 августа комплектование классов начальной и средней школы учащимися, одно-
временно произвести оформление и зачисление в соответствующие классы всех выявленных детей
школьного возраста.
3. К 25 августа полностью закончить оборудование классов и учебных кабинетов инвентарем и
снабдить их наглядными учебными пособиями.
4. Обязать нач. ГКО тов Муратова и директора школы т. Лобанцева к 27 августа привести в пол-
ный порядок помещение интерната для учащихся, произведя необходимую уборку помещения и мелкий
ремонт. Снабдить интернат необходимой мебелью и инвентарем.
5. Поручить тов. тов. Ларину и Красовской обеспечить подбор руководителей кружков Дома пионе-
ров, партийной и комсомольской организациям школы установить постоянный контроль за их работой.
6. Создать при школе из наиболее подготовленных учеников старших классов и преподавателей
агитколлектив, который должен начать работу с первых дней учебного года.
7. Бюро горкома ВКП(б) обязывает т. Лобанцева устранить все имеющиеся недостатки в деле
подготовки школы к учебному году до 1 сентября с/г. Начать учебный год организованно, как этого требу-
ет обстановка военного времени, не допуская с первых дней учебы недостатков, имевших место в про-
шлом году.
Мобилизовать весь преподавательский коллектив на борьбу за высокие показатели в учебе и
дисциплине с первого дня занятий в школе.

Секретарь ГК ВКП(б) Васильев

------------------

ЦХСД МО. ф. 4. oп. 1, д. 35. л. 31-33. Подлинник.

Источник: Козлов А. Г. Магадан: предвоенное и военное время. Ч. 2. (1935-1945). Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2002. 477 с., С. 286-287. ISBN 5-94729-024-3

Другие материалы о школе

Зри в корень

(c) Copyleft Трумпе М.А., 2015 г.

Адрес этой страницы: http://neisri.narod.ru/academnet/1school/kozlov.htm

Последний раз ее редактировали: