А.Г.Козлов о Первой школе
@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_@_
Эти документы, описывающие положение в школе накануне и во время войны, найдены Александром Глущенко (выпуск 1968 г.) в книге историка А.Г.Козлова 13 июня 2015 года.
ПРОТОКОЛ N 30 заседания бюро городского комитета ВКП(б) г. Магадана от 19 декабря 1940 года Присутствовали члены бюро т. т. Буров, Тырлик, Визарова, Окунев, Звонарев, Белов. <...> §8. Доклад директора средней школы тов. Водослановой "О работе школы в первой четверти 1940/41 учебного года". Докладывает тов. Водосланова Содоклад - тов. Лобанцев. Тов. Водосланова: Школа имеет 31 класс: 14 классов нач. школы и 17 средней; с третьей четверти будет 32 класса. К началу учебного года школа была подготовлена полностью и своевременно, учебные комнаты оборудованы хорошо. Не хватает учебников, задачников Шапошникова для 5-х классов необ- ходимо приобрести минимум 50 экземпляров. Нет учебников по истории. Временное затруднение с тетрадями было, сейчас получили 15 000 тетрадей, но плохого качества. Оборудование, оставшееся от техникума, очень старое и неподходящее. В отношении подбора кадров. У нас 40 человек педагогов: с высшим образованием 21 чел., с н/высшим 3 чел., 16 человек со средним; со стажем до 5-ти лет 4 чел.; до 10 лет - 12 чел., до 15 лет - 5 чел., выше 15 лет - 19 человек. Исходя из этих данных школа кадрами обеспечена была неплохими. Успеваемость. Закончили год с успеваемостью 88,7% по всей школе, осталось на второй год 8,5%, выбыли до осеннего испытания 2,8%. В прошлом году было 779 учеников к концу года, в этом году - 1072 человека... Конечно, работаем мы еще плохо, надо работать много, много лучше, но сказать, что у нас основные участки работы не организованы, нельзя. Планы у нас есть, начиная с общешкольного полугодового, месячного, календарных и всех других, вплоть до поурочных. Программные планы вы- полняем по всем классам, за исключением 1-в, который некоторое время был без постоянного учителя и там имеется некоторое отставание. <...> У нас плохо с воспитательной работой. Не умеем мы заставить детей серьезно работать, ответс- твенно относиться к учебе. Сами учить их умеем, а заставить учиться не умеем. Конечно, и со стороны преподавателей есть много недоделок в части воспитательной работы, будем больше требовать. Вос- питание - дело чрезвычайно тонкое, многогранное и трудное. Воспитывает не только школа, но и семья, а родители нам совсем мало помогают в воспитании, а некоторые даже мешают, т. е. их самих надо учить, как воспитывать, а некоторых надо привлекать к ответственности. Вот этого мы не умеем делать, часто дело не доводим до конца. Отдел народного образования и органы милиции должны помогать в борьбе с безнадзорностью детей. Много материалов мы дали в милицию, но ничего не делается. Роди- тельский комитет недавно начал свою деятельность. <...> Пионерская работа в этом году поставлена лучше в том смысле, что есть уже пионервожатые, но некоторые только еще приступают к работе. Часы их работы для школы, вернее для педагогов, не со- всем удобны - после 6 часов, да и для ребят, особенно для тех, кто живет далеко, а педагоги некоторые имеют вечерние занятия. <-..> От постановки военного дела во многом зависит дисциплина учащихся, а военрук Тихонов и пре- подаватель неважный и воспитатель совсем плохой. Я об этом писала и в горком партии и в военкомат. <...> Слабо работает комсомол. Секретаря комитета ВЛКСМ нет. Учком самостоятельно не может ра- ботать. Только когда ему даешь отдельные поручения - выполняет. <...> Тов. Лобанцев: Содоклад "Основные вопросы работы школы". Когда знакомишься с работой, с постановкой воспитательной работы, то видно, что дирекция школы и коллектив не борются с недостат- ками и нет единства директора школы и педсостава, нет контакта и единства в тех или иных мероприя- тиях между завучем и директором, а даже есть враждебность. Это один из основных недостатков, отра- зившийся на работе школы. Руководство поставлено не четко, не методически и особенно отсутствует повседневно контроль над учителями, нет организации обмена опытом. Пример: повсеместно учителя не выполняют своих обязанностей (не ведется журнал о пройденном материале), отсутствует план у педагогов... Мы посети- ли 42 урока, и плана работ нет. Педагог называет тему и все, а как, в какой плоскости будет проходить урок, неизвестно. Нет орфографического режима. На основании этих примеров можно сделать вывод, что контроля за работой педагогов нет, осо- бенно со стороны зав. уч. Корниенко. Дисциплина учащихся на уроках неплохая, но вне школы очень плохая, и вина в этом в большей степени педагогов. <...> Парторганизация уделяла мало внимания педагогам, комсомольской организации и работе МК. Считаю, что горком должен эти вопросы учесть и обратить внимание на родителей, не занимающихся воспитанием детей. <...> Постановили: Обсудив доклад директора Магаданской средней школы т. Водослановой о работе школы за 1-ю четверть учебного года, бюро горкома ВКП(б) отмечает, что несмотря на своевременную подготовку школы к началу учебного 1940/41 года все же первая четверть учебного года проведена явно неудовлетворительно. <... > Бюро городского комитета ВКП(б) постановляет: 1. Довести до сведения руководства Главного и Политического Управлений Дальстроя мне- ние Бюро горкома ВКП(б) о невозможности дальнейшего пребывания на должности директора школы т. Водослановой, явно не справившейся с порученной ей работой. 2. Рекомендовать на должность директора школы т. Аксенова - инструктора Политического Уп- равления. 3. Обязать горком ВЛКСМ принять все меры к быстрейшему исправлению работы комсомольской и пионерской организаций, наладить работу существующих кружков, повести решительную борьбу за укрепление школьной дисциплины и успеваемости среди учеников, особенно среди комсомольцев и пионеров, шире вовлекая в эту работу педагогов. <...> Секретарь ГК ВКП(б) Белов ------------------- ЦХСДМО, ф. 4, оп. 1, д. 8, л. 113, 122-129. Подлинник.
Источник: Козлов А. Г. Магадан: предвоенное и военное время. Ч. 2. (1935-1945). Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2002. 477 с., С. 177-178. ISBN 5-94729-024-3
Еще один документ из той же книги:
"ПРОТОКОЛ N 72 заседания бюро городского комитета ВКП(б) г. Магадана от 14 июля 1941 года <...> §2 Прием в члены ВКП(б) тов. Медова В. И. - парторганизация Магаданской средней школы. Тов. Васильев, присутствует т. Медов. Медов Владимир Иванович, год рождения 1910, национальность русский, место рождения г. Винда- ва Курляндской губ., время вступления в кандидаты - март 1940 г., в ВЛКСМ состоял с 1925 по 1940 год, образование среднее, в РККА не служил, в старой армии не служил, в отрядах, боровшихся против советской власти, не служил, в братских компартиях не состоял, ранее в ВКП(б) не состоял, к уголовной ответственности не привлекался, родственники за границей не живут. Рекомендуют: 1. Алешина Татьяна Гавриловна, член ВКП(б)с 1931 года, партбилет N 0009965, педагог средней школы, знает тов. Медова с 1939 года. 2. Тайц Рафаэль Михайлович, член ВКП(б) с 1932 года, партбилет N 2438226, лектор Политуп- равления, знает тов. Медова с января 1940 г. 3. Железников Василий Васильевич, член ВКП(б)с 1938 года, партбилет N 3027757, нач. оргинст- рукторского отдела политотд. УСВИТЛ, знает тов. Медова с 1939 г. Решением собрания парторганизации магаданской средней школы от 25 июня 1941 г. тов. Медов принят в члены ВКП(б). Тов. Медов рассказывает о своей трудовой деятельности. Вопрос: Как работаете над собой? Ответ: Изучаю "Краткий курс истории ВКП(б)", прочел весь, законспектировал до 7 главы. Вопрос: Какие поручения выполнял в партийной организации? Ответ: Выполнял отдельные поручения. Вопрос: Сейчас едете работать на прииск по мобилизации? Ответ: Да. Выступали: т.т. Трофименко, Доктор, Буров, Васильев. Постановили: Решение парторганизации Магаданской средней школы от 25 июня 1941г. утвер- дить. Тов. Медова Владимира Ивановича принять в члены ВКП(б). <...>" ------------------------ ЦХСД МО, ф. 4, oп. 1, д. 19, л. 18-21. Подлинник.
Источник: Козлов А. Г. Магадан: предвоенное и военное время. Ч. 2. (1935-1945). Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2002. 477 с., С. 208-210. ISBN 5-94729-024-3
Еще один документ из той же книги:
ПРОТОКОЛ N 13 заседания бюро Магаданского городского комитета ВКП(б) от 6 апреля 1942 года Присутствовали: члены бюро тов. Васильев. Ларин. Окунев, Корсаков, Головкин, Строганов, Дмит- риева. §1 Об итогах работы школы за III-ю четверть. Докладчик тов. Аксенов. Присутствовали: т. т. Алешина, Драбкина, Власова, Красовская, Трофименко. Лобанцев. Кунич- кин, Праченко. Выступали: т. т. Трофименко, Ларин, Лобанцев, Власова. Драбкина, Куничкин, Праченко. Постановили: Заслушав доклад директора Магаданской средней школы тов. Аксенова об итогах работы школы за Ш-ю четверть учебного года и о подготовке к весенним испытаниям, Бюро горкома ВКП(б) отмечает, что наряду с некоторыми успехами, достигнутыми школой, основная ее задача - борь- ба за отличную учебу - не разрешена. В среднем по школе успеваемость за III-ю четверть определяется в 83%. Из общего числа 1086 учащихся имеют плохие отметки 179 человек. Особенно неблагополучно с успеваемостью учащихся обстоит дело по математике и химии. При наличии ряда классов в школе, показавших отличные образцы учебы, есть такие классы, как 10-б, 9-в, 4-в, имеющие до 40-50% неуспевающих учащихся. Недостатки в работе школы имеют своей причиной в основном следующие обстоятельства: сла- бость учебно-методической работы, низкую дисциплину среди учащихся, особенно в старших классах неудовлетворительную работу комсомольской организации школы в борьбе за успеваемость и дисцип- лину и недостаточную работу парторганизации школы по мобилизации педагогического коллектива на достижение высокой успеваемости учащихся и отсутствие должного контроля и руководства со сторо- ны директора школы тов. Аксенова за деятельностью педагогов-предметников, классных руководите- лей и особенно учебной части школы. Для устранения имеющихся недостатков, успешного проведения IV четверти учебного года и в целях обеспечения должной подготовки к весенним испытаниям Бюро горкома ВКП(б) постановляет: 1. Обязать директора школы тов. Аксенова организовать работу администрации школы и всего педагогического коллектива таким образом, чтобы за период IV, завершающей четверти учебного года была обеспечена успеваемость учащихся и чтобы было ликвидировано отставание в учебе по отдель- ным дисциплинам и классам, имевшее место в прошлую четверть. 2. Предложить директору школы т. Аксенову и секретарю парторганизации т. Алешиной добиться установления в школе твердой дисциплины, без которой невозможно обеспечить должную успевае- мость среди учащихся. 3. Указать тов. Аксенову на слабую организацию учебно-методической работы в школе. Директор и зав. учебной частью должны осуществлять систематический контроль за работой педагогов, оказы- вать им помощь и организовывать обмен педагогическим опытом. 4. Директора школы т. Аксенова обязать в кратчайший срок исправить недостатки, имеющиеся в его работе, оказывать систематическую помощь педагогам, контролировать их работу и проявлять де- ловую требовательность в отношении педагогического коллектива, наладить регулярную и эффектив- ную работу педсовещаний и метод, объединений, помогать комитету комсомола в его работе, чаще бывать в классах, в комсомольских группах, непосредственно и конкретно вникать в существо работь педагогов-предметников и классных руководителей. 5. Секретарю комитета ВЛКСМ школы тов. Власовой и секретарю парторганизации школы тов. Але- шиной усилить руководство комсомольской и пионерской организациями, укрепить дисциплину в кои- сомольских группах и обеспечить авангардную роль комсомольцев и пионеров в учебе. 6. Для оказания систематической помощи директору и парторганизации школы, в соответствии с директивой Политуправления, утвердить внештатными партприкрепленными к школе т. Сейдаметова члена ВКП(б) (к старшим классам), и т. Пашкову, кандидата ВКП(б) (к начальной школе). 7. Директору школы тов. Аксенову и председателю комитета по делам физкультуры и спорта тов. Леонидову принять необходимые меры для налаживания физкультуры среди учащихся. 8 Обратить внимание т. т. Аксенова и Алешиной на то, что в школе недопустимо затягивается начало занятий по агроминимуму для учащихся старших классов, также недостаточно развернуты под- готовительные работы по организации школьного подсобного хозяйства. 9. Обязать т. Аксенова совместно с комсомольской организацией и родительской общественностыс всемерно расширять объем и формы внешкольной воспитательной работы среди учащихся, подчиняя ее разрешению основной задачи - повышению успеваемости (Дом пионеров, различные кружки и т. п.). 10. Обратить внимание секретарей первичных парторганизаций города на то, что с их стороны не уделяется должного внимания воспитательной работе с детьми. Все еще отмечаются факты безразлич- ного отношения родителей-коммунистов к воспитанию и учебе своих детей. Обязать секретарей партор- ганизаций обсудить на партсобраниях вопрос воспитательной работы с детьми, используя фактический материал своих организаций. 11. Созвать в горкоме ВКП(б) родителей-коммунистов, чьи дети плохо учатся и нарушают дисцип- лину в школе, для обсуждения с ними вопроса об их партийной ответственности за учебу и воспитание ребят 12. Обратить внимание начальника Магаданторга т. Попова, директора Дома культуры т. Ярикова зав 1 и 2 горкинотеатрами тов. Линкевича. начальника горкоммунотдела т Муратова и начальника Уп- равления милиции т. Логинова на то, что в городе часто наблюдаются случаи нарушения законоположе- ний о порядке допуска несовершеннолетних учащихся в торгующие и зрелищные мероприятия. 13. Отмечая неудовлетворительную работу школы за III-ю четверть учебного года, предупредить тов. Аксенова, что, если он не улучшит свою работу и не добьется повышения успеваемости учащихся, к нему будут применены строгие меры партийного взыскания. Секретарь ГК ВКП(б) Васильев ----------------------- ЦХСД МО.ф. 4. оп. 1,л. 32, л. 135-137. Подлинник.
Источник: Козлов А. Г. Магадан: предвоенное и военное время. Ч. 2. (1935-1945). Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2002. 477 с., С. 265-267. ISBN 5-94729-024-3
Еще один документ из той же книги:
Протокол N 43 (без даты, но по контексту июль 1942 г.) заседания бюро МГК ВКП(б): "...1. Предложить начальнику Управления сельского хозяйства тов. Сагинову, секретарю парторгани- зации тов. Ганюшкину и директору школы тов. Лобанцеву принять все необходимые меры к безусловно- му выполнению учащимися производственных норм при высоком качестве работы. К 25 июля упорядо- чить дело нормирования труда в бригадах учащихся совхоза "Дукча"..." ЦХГД МО, ф. 4, oп. 1. д. 35. л. 1-3. Подлинник.
Источник: Козлов А. Г. Магадан: предвоенное и военное время. Ч. 2. (1935-1945). Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2002. 477 с., С. 281. ISBN 5-94729-024-3
Еще один документ из той же книги:
ПРОТОКОЛ N 50 заседания бюро Магаданского городского комитета ВКП(б) от 20 августа 1942 года <...> §4 О подготовке Магаданской средней школы к 1942/1943 учебному году. Докладывал: Директор школы тов. Лобанцев. Присутствуют: тов. тов. Алешина, Красовская, Ширяева Выступали: тов. тов. Ширяев, Васильев Постановили: Заслушав доклад директора Магаданской средней школы Лобанцева о подготовке школы к новому учебному году, бюро ГК ВКП(б) отмечает: школа к новому учебному году в основном готова. Закончен ремонт школы, имеется необходимый инвентарь, учебные пособия, укомплектован преподавательский состав, назначены классные руководители как в начальной, так и в средней школе. Партийная и комсомольская организации школы принимали участие в подготовке к новому учебному году, оказывали практическую помощь директору в его повседневной работе. Наряду с этим в школе имеется ряд недостатков в подготовке к новому учебному году <...> Бюро ГК ВКП(б) постановляет: 1. Обязать директора школы тов. Лобанцева немедленно составить на остающийся до начала учебного года период план работы по подготовке школы, включая все общественные мероприятия. 2. Закончить к 25 августа комплектование классов начальной и средней школы учащимися, одно- временно произвести оформление и зачисление в соответствующие классы всех выявленных детей школьного возраста. 3. К 25 августа полностью закончить оборудование классов и учебных кабинетов инвентарем и снабдить их наглядными учебными пособиями. 4. Обязать нач. ГКО тов Муратова и директора школы т. Лобанцева к 27 августа привести в пол- ный порядок помещение интерната для учащихся, произведя необходимую уборку помещения и мелкий ремонт. Снабдить интернат необходимой мебелью и инвентарем. 5. Поручить тов. тов. Ларину и Красовской обеспечить подбор руководителей кружков Дома пионе- ров, партийной и комсомольской организациям школы установить постоянный контроль за их работой. 6. Создать при школе из наиболее подготовленных учеников старших классов и преподавателей агитколлектив, который должен начать работу с первых дней учебного года. 7. Бюро горкома ВКП(б) обязывает т. Лобанцева устранить все имеющиеся недостатки в деле подготовки школы к учебному году до 1 сентября с/г. Начать учебный год организованно, как этого требу- ет обстановка военного времени, не допуская с первых дней учебы недостатков, имевших место в про- шлом году. Мобилизовать весь преподавательский коллектив на борьбу за высокие показатели в учебе и дисциплине с первого дня занятий в школе. Секретарь ГК ВКП(б) Васильев ------------------ ЦХСД МО. ф. 4. oп. 1, д. 35. л. 31-33. Подлинник.
Источник: Козлов А. Г. Магадан: предвоенное и военное время. Ч. 2. (1935-1945). Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2002. 477 с., С. 286-287. ISBN 5-94729-024-3
(c) Copyleft Трумпе М.А., 2015 г.
Адрес этой страницы: http://neisri.narod.ru/academnet/1school/kozlov.htm
Последний раз ее редактировали: