Архитектурные элементы и понятия (глоссарий)
Курсивом выделены термины, которым в глоссарии даны определения. При составлении глоссария А.А.Шелухиным использовалась следующая литература: 1. «Всеобщая история архитектуры в 12 томах», (в 13 книгах) Ленинград-Москва,1966-1977 г.г.; 2. Юсупов Э.С. «Словарь терминов архитектуры», Санкт-Петербург, 1994 г.; 3. Ивянская-Гессен И.С. «Русско-английский архитектурный словарь», Москва, 2007 г. |
(= ) – элемент – верхняя плита . В имеет в плане квадратную форму, в и – усложненную: квадрат с вогнутыми сторонами и срезанными углами.
(= ) – объемный элемент здания, полукруглый в плане выступ, перекрытый или сомкнутым . Абсида обычно устраивалась на восточной стороне для размещения алтаря.
– сквозной узор декоративных изделий, например, ажурная кованая или литая решетка, ажурная резьба по , по кости.
(=) – травянистое растение средиземноморского побережья. Стилизованное изображение одноименного растения.
(см. ).
– стиль позднего классицизма в западноевропейской архитектуре (первая четверть XIX века).
– сильно выступающий торец продольных стен. В Древней Греции ант имел и иной формы, чем .
– конструктивный элемент здания, венчающий стену или . Состоит из , и , одна из основных частей ордера.
– ряд примыкающих друг к другу помещений с дверными проёмами, расположенными на одной оси, благодаря чему при открытых дверях создаётся сквозная перспектива всех помещений.
– криволинейное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами.
– ряд одинаковых по величине и очертанию , опирающихся на или . Чаще всего применяется при устройстве открытых вдоль стен здания, .
(= Аркатурный ; Аркатурный ) – ряд ложных арок на здания или стенах внутренних помещений. Аркатура бывает непрерывной или расчлененной. Обычно аркатура лишь пластически наложена на поверхность стены («слепая» аркатура).
– наружная подпорная полуарка, передающая распор свода на устои (), расположенные снаружи здания. Чаще всего встречается в архитектуре. Применение аркбутанов позволило значительно сократить размеры внутренних опор и освободить пространство храма, увеличить оконные проёмы, пролеты .
– обрамление профилем дуги ; резное или лепное.
– определенные сочетания несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Их несущие части: с и ; несомые части – три горизонтальные, расположенные одна над другой полосы – , и . Классические греческие ордеры – , и . Классические римские – и .
(= ) – архитектурно-пластические детали; являются составными частями , , , архитектурных ордеров, различаются по очертаниям своего профиля (поперечного сечения). Профили разделяются на прямолинейные и криволинейные. К прямолинейным относятся: (прямоугольный или трапециевидный выступ), (узкая полка) и (плоская квадратная ). Криволинейные профили делятся на простые (описанные из одного центра) и сложные, (описанные из двух и более центров). К простым относятся , , (в поперечном разрезе полукруг или четверть окружности) и (вогнутый профиль в четверть окружности). К сложным профилям – , и . Встречаются слитые воедино элементы разных профилей, например , представляющий сочетание с , а также профили.
(= ) – нижняя часть , конструктивная балка длиной равной расстоянию между осями двух смежных .
– архитектурная деталь сложного профиля, сочетание с . Астрагалом также называют сочленение ствола с или .
(=) – средняя часть древнеиталийского и римского жилища, представляющая собой закрытый внутренний дворик, с которым соединялись остальные помещения. В Магадане четверть века работала детская архитектурная студия «Атриум» в доме культуры микрорайона «Пионерный».
– стенка над , подобная , но более высокая и роскошная. Обычно над центральной частью здания, над и .
– основание, подножие , , . Базы различаются по рисунку профиля, по высоте. В база отсутствует. База состоит из нижнего и верхней , а база имеет два . ордер отличается наличием высокой плиты и большого .
– горизонтальный , обычно призматической формы, имеющий опору в нескольких точках. В зависимости от материала, из которого изготовлена балка, она имеет различные сечения: круглое (бревно), прямоугольное () – деревянная; коробовое, тавровое, двутавровое – металлическая; прямоугольное, прямоугольное с полками иного сечения – железобетонная.
(= ) – открытая, выступающая из плоскости здания площадка, способствует связи внутренних помещений с наружным пространством. Балкон состоит кроме выносной площадки из поддерживающих конструкций (, ) и ограждения – . Если балкон имеет опору на землю, эта площадка называется .
– элемент пластического оформления , напоминает собой свиток, перетянутый посередине ремешком.
– сквозное ограждение балконов, , , лестниц, крыш в виде с невысокими фигурными стойками – .
– небольшой фигурный , поддерживающий балконов, , лестниц, крыш. Выполнялись балясины обычно двух основных форм – кувшинообразные, с утолщением стержня в нижней части (), и двойные, с перехватом посередине, представляющие собой как бы две одинарные балясины, соединенные утолщенными концами.
– венчающая часть здания, цилиндр или многогранник, на котором возводится . Световой барабан – имеющий оконные проемы.
– скульптурное украшение или на плоскости, когда изображение выступает из стены менее чем на половину своего объема.
– архитектурный стиль стран Европы XVI-XVIII в.в. Основная идея барокко – красота, торжественность, высокопарность. В архитектуре выражается усложнённостью форм, пышной декоративностью. характерны сильно выступающими , разорванными , , . Нередко плоскости имеют криволинейные формы. В отделке интерьеров преобладает многокрасочность, праздничный характер.
– окно в темном помещении, заимствующее свет из другого помещения.
– сооружение круглое, прямоугольное или многогранное в плане, имеющее высоту значительно преобладающую над диаметром или стороной основания.
– закрытая, не имеющая входа с уровня земли в первый ярус.
– орнаментальная кирпичная кладка в виде пояса, образующая на лицевой поверхности стены ряд треугольных углублений, обращенных вершинами последовательно вверх и вниз.
(= ) – площадка или помещение наверху здания. Круглая, овальная или граненая надстройка в виде (башенки) с большими проёмами, открытыми или застеклёнными. Небольшая постройка (, ) на возвышенности. Служит для обозрения окружающей местности.
– второй, парадный (обычно с более высокими комнатами) этаж здания. В театре бельэтаж – первый ярус балконов над партером.
(см. , , , ) – как и , представляет собой крытую галерею из легких , возводимую над аллеей; по ее сторонам высаживаются растения, ветви которых прикрепляют к каркасу. Разрастаясь, они образуют сплошной зеленый тоннель. Это отличает берсо от , где зеленый покров имеет просветы. По концам берсо иногда устраивают .
(см. , , , ) – небольшая парковая постройка для отдыха. Может быть разной формы, покрытие поддерживается или .
– окно, состоящее из двух проемов, разделенных колонкой.
(= ) – в классической архитектуре ордер, объединяющий два или несколько этажей. Если каждый этаж или ярус обработан своим ордером, то этот ордер носит название , или .
– настенный светильник на небольшом .
(= ; = ) – разновидность , обработанного в виде пологой .
– бревно, отёсанное (окантованное) с двух, трех или четырех сторон. В деревянном зодчестве термин «брус» обозначает также один из самых распространенных типов крестьянского деревянного жилого дома, в котором все помещения жилой и хозяйственной частей расположены одно за другим по продольной оси.
– см. .
(= ) – разновидность пластического , тонкая полоска, состоящая из шариков и мелких овалов. Составляет украшение .
(= Бутовый камень) – строительный камень неправильной формы. Применяется для грубой кладки фундаментов, подпорных стенок, стен неотапливаемых помещений.
– сосуд, издревле предназначавшийся для бытовых и культовых целей. Служит украшением зданий, , оград, интерьеров.
– малая архитектурная форма (емкость) с землей для живых цветов, имеющая вид или декоративной корзины.
(=; = ; = ) – , имеющий в сечении форму выпуклой кривой. Профиль в четверть окружности называется , профиль в полуокружность – .
(см. )
– треугольный скат крыши, расположенный с торцовой стороны здания.
() крыша – четырехскатная крыша над прямоугольным зданием, у которой два ската по длинной стороне – трапециевидные, а два других – по коротким – треугольные.
(= ) – тип тройного окна. Широкий проем, разделенный на три части; средняя перекрыта полуциркульной , опирающейся на , которые служат боковых проемов и в то же время являются .
– начальные буквы (инициалы) имени и фамилии, обычно переплетенные и образующие узор. Являются элементом архитектурного .
– пластический или живописный в форме круга, составленный из растительных элементов, ветвей, цветов, иногда перехваченный лентой.
– летняя неотапливаемая пристройка к зданию, открытая с боковых сторон и огражденная легкими с остеклением стенами.
– высшая точка поверхности .
– высшая точка поверхности .
– проходная просторная передняя, расположенная между наружным входом и внутренними помещениями общественных зданий.
(= ) – резной над дверным или оконным проёмом, характерный элемент готической архитектуры. Вимперг украшался , завершался с .
– сюжетная или декоративная композиция, выполненная из кусков стекла, скрепленных свинцовым . Витраж вставлялся в проем окна, двери или самостоятельную раму. Получил распространение в и, особенно в архитектуре. Позднее возникла живопись по стеклу, также получившая название – витраж. В современной архитектуре словом «витраж» обозначается также обширное остекление из крупного стекла обычно в металлическом переплете.
– см. .
(см. также ) – архитектурно-декоративная деталь в форме спирали из трех завитков с «глазом» в центре, составляет характерный элемент . Во времена ренессанса и волюты употреблялись при сопряжении горизонтальных и вертикальных элементов зданий.
(= ) – , имеющий очертание вогнутой четвертой части окружности. – если профиль расширяется кверху, – если расширение профиля книзу.
– расстояние по горизонтали от плоскости стены до максимально удаленной точки выступающего элемента.
– расстояние от вершины или до пяты.
(= ; = ;) (см. ) – основная свешивающаяся часть (= , = ). На нижней поверхности (= ) делается выемка, называемая , для прерывания потока дождевой воды. Вынос достигает двух .
– крытый ход с наружной стороны здания. Несущими частями ее вместо стен могут быть или .
– вяжущий материал, получаемый в результате обжига природной смеси гипса с глиной. Ганч применяется в штукатурных растворах. В Средней Азии достигло высокого уровня декоративной резьбы по ганчевой штукатурке (по ганчу).
(см. ; = ) (см. )
– эмблема государства, города, дворянского рода, общественной организации, корпорации, предприятия. Изображается на флагах, печатках, монетах, щитах. Многие дворцы, и общественные здания имеют на знаки дворянского достоинства, городской или корпоративной принадлежности.
(= ) – орнаментальный мотив в виде переплетенных ветвей плодов и цветов.
– архитектурная деталь, распространенная в русском каменном зодчестве, в виде резного камня. Обычно располагается в месте сопряжения двух малых декоративных арочек под объединяющей их большой .
– наружная часть купольного перекрытия в форме шлема, луковицы, конуса.
– небольшие камеры или глиняные кувшины, вделанные в верхние части стен храма и открытые внутрь. Служили резонаторами.
(= ) – тонкие дощечки, применявшиеся при выполнении кровли здания, подобно черепице.
– художественный стиль, преимущественно архитектурный, пришедший на смену стилю, распространён по всей Западной Европе. Готические здания (в основном соборы) имеют в основе каркас из (пучки ) и опирающихся на них стрельчатых и . Боковой распор при помощи связующих полуарок – – передается особым выступающим наружу здания мощным – . Отпала необходимость в массивных наружных стенах и промежутки между заполняются огромными окнами-. Создавалась иллюзия легкого, устремленного ввысь сооружения, что подчеркивалось декоративным оформлением и ажурной каменной резьбой и скульптурой. Основное декоративное оформление сосредоточено на . Характерны огромные по высоте и протяженности внутренние пространства.
– в русской храмовой и гражданской архитектуре открытая наружная (= , ) с , устроенная вокруг здания или его части. В деревянном зодчестве предназначено, помимо прогулок, для закрывания ставней. В Магадане гульбище устроено вокруг основного объема Троицкого собора по крыше храмовой 2-этажной пристройки. Во дворце спорта (ул. Парковая, 20) первоначальный облик сооружения имел гульбище с трех сторон главного объема. Впоследствии боковые площадки гульбища заняли пристройки к главному корпусу, равные по высоте и выполненные в едином с ним архитектурном стиле, что существенно удлинило .
(см. ; см. ) – , состоящий из верхней и нижнего .
(= ) – элемент в виде маленьких усеченных конусов. Под каждой полочкой () расположено по шесть «капель».
– подобие двери, с , в котором дверной проем, будучи заложен, является неглубокой .
– совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров. Декор может быть живописным, скульптурным и архитектурным. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения. Различают «активный» декор, соответствующий конструкции постройки, связанный с его функцией и формой, и «пассивный» декор, не соответствующий членениям формы и привлеченный лишь для украшения здания.
(= , = ) – поддерживающая часть 2-го типа. Небольшие, часто посаженные выпускные камни в форме параллелепипеда, представляющие собой небольшие , поддерживающие , декоративный «зубчатый» .
– знак собственности владельца, помещался на здания – во , в ; нередко вплетался в металлический узор ворот.
– наиболее древний из основных греческих архитектурных ордеров, отличающийся массивностью, строгостью пропорций, лаконизмом деталей. дорического ордера имеет очень простую , состоящую из круглой – и верхней плиты – ; ствол утоняется кверху по кривой () и прорезан , отсутствует. членится на , и . составлен из и . Массивные, расширяющиеся книзу стоят близко друг к другу, значительно ближе, чем это требуется по чисто конструктивным соображениям.
– полоска, отделяющая одну от другой.
(= ) – декоративный прием по штукатурке, имитируется разбивкой стены на прямоугольники или полосы. Оживляя плоскость стены богатой игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания, его устойчивости.
(см. ).
– многостворчатые ставни и шторы, составленные из горизонтальных, вращающихся на оси пластин для регулировки света в комнатах.
(см. ).
– полукруглое завершение наружных стен древнерусских храмов, соответствующее форме внутреннего . В зависимости от количества имел три, четыре и более закомар.
(= – верхний центральный камень, которым «замыкается» или . Выполняется в виде клинчатого блока, слегка выступающего из плоскости стены. Часто украшается или скульптурным изображением человеческой или львиной головы, называемым .
(см. )
(= ) – сооружение в храме, поставленное отдельно в виде массивной стенки со сквозными проемами для подвешивания колоколов. Так называемая настенная звонница.
– часть стены, обычно оформленная рамкой или небольшим заглублением (см. ).
(см. )
– плоский бассейн посреди , куда с крыши стекает вода.
(= ) – верхняя плита или стены, служащая опорой для ; выступает в виде простой или профилирована в виде .
– расстояние между двумя соседними , исчисляемое от оси до оси.
(= ) – античный орнаментальный мотив, состоящий из ряда яйцеобразных форм, чередующихся с обращенными остриями вниз стрельчатыми листьями.
– древнегреческий, сформировался в ионических колониях на побережье Малой Азии. Отличался изящными пропорциями. Характерная особенность – , образованная двумя обращенными вниз спиральными завитками – . Стройный каннелированный суживается кверху. состоит из двух , разделенных , и нижнего . состоит из трех выступающих (). обычно гладкий, иногда покрытый скульптурным или надписями. Полоса зубчиков отделяет от . Развитие идет за счет поддерживающей части: сочетание , и позволяет дать значительный вынос. Ионический ордер более строен по пропорциям, чем .
(см. также ) – , вычерченный из двух центров, сходный с , но имеющий обратный порядок: – наверху и – внизу. Различают каблучок прямой, расширяющийся кверху, и обратный, расширяющийся книзу.
(см. ) – сооружение башенного типа, возвышающееся над зданием для наблюдения за возникновением пожаров.
– балочный переплет ированного потолка.
(= ) (см. также ) – вертикальные желобки на стволе или . разработан по длине двадцатью желобками. В поперечном сечении они представляют собой часть окружности. Смыкаясь, желобки образуют вертикальные ребра. Не смыкающиеся каннелюры отделяются друг от друга полосками – дорожками. Каннелюры бывают обратные, в виде выпуклых , что встречается в Египта, а также в резьбе по дереву.
– венчающая часть вертикальной опоры ( или ), на которой лежит горизонтальное перекрытие (балка, ). Различные типы капителей сложились в зодчестве стран Древнего Востока (, , , и т.п.) Наиболее простая в ордерной системе включает округлую и лежащую на ней квадратную плиту – . более сложная, имеет с боковыми завитками – и орнаментацию и . капитель имеет вид расширяющейся кверху пышной чаши из акантовых листьев и завитков. Соединение и капителей дает капитель, примененную впервые в Древнем Риме.
– египетская капитель с головой коровы, символизирующую богиню Гатор (Хатор).
(лотосообразная) – в архитектуре Древнего Египта в форме бутона лотоса.
– по форме напоминающей сталактиты в виде призматических фигур, расположенных выступающими один над другими рядами. В культовых зданиях ислама сталактитообразные детали - излюбленный прием декорирования , и .
(см. )
– квадратное в плане здание с внутренним прямоугольным двором.
– верхняя часть , предназначенная для защиты стен от дождя. Во всех ордерах имеет трехчастное деление на: поддерживающую, свешивающуюся и венчающую. Основная часть – свешивающаяся, называемая также (= ). На нижней части делается выемка, называемая , для прерывания потока дождевой воды. Свешивающаяся часть имеет большой вынос, достигая величины двух . Нижняя поверхность ее называется . Вынос обеспечивает поддерживающая часть в виде – . Завершает карниз желоб – , с отверстиями для сброса дождевой воды, которые выполнялись в виде львиных голов или . Впоследствии желоб превратился в архитектурный элемент, который называют венчающим карнизом. Карниз, имеющий небольшой вынос, именуется . Комнатные карнизы служат для оформления перехода плоскости стены к потолку.
– декоративная скульптурная композиция в виде обрамленного завитками щита или не до конца развернутого свитка, на которых помещается , девиз, год постройки здания и т.п. Картуш обычно находится над , на , .
(см. ).
– в маленькие волютообразные завитки стеблей, выступающие из-за листьев , поддерживающие углы .
– элемент каменной стены, правильный блок тесаного камня, представляющий собой прямоугольный параллелепипед. Боковые грани и гладко обработаны. Передняя, лицевая грань, или , может обрабатываться по-разному.
(= ) – квадратной или многоугольной формы ячеи, углубления, ритмически расположенные на потолках, внутренних поверхностях и . Широко применяется для художественной обработки перекрытий и для улучшения акустики помещений. Кессоны обрабатывались профилями с резьбой, лепкой, часто в центре помещались . Балочный переплет кассетированного потолка называется .
(= ) – профилированный . К основным типам относится вогнутый и плоский – . Более нарядный (яйцевидный), богато орнаментированный (в форме сердечек). В римскую эпоху киматии смешались и приобрели более сложный .
– см. .
– декоративная деталь полукруглой или килевидной формы с богатым по профилировке обрамлением. Кокошники часто располагаются у основания и церковных зданий постепенно уменьшающимися ярусами. Кокошники широко применялись в русском зодчестве 16-17 веков. Кокошник – ложная .
– архитектурно обработанная вертикальная опора, как правило круглая в сечении, элемент стоечно-балочной конструкции. Художественная обработка ее заключается в:
а) расчленении на основание (), ствол () и увенчание ();
б) в утонении колонны кверху и придания ей – «припухлости» ствола;
в) соблюдении строго определенных пропорций между диаметром и высотой колонны (минимум 1:4; максимум 1:20);
г) применении .
– ряд , объединенных горизонтальным перекрытием. Колоннада может составлять часть объема здания, образуя перекрытое пространство перед входов – .
(см. ).
(= ) – сформировался в поздний период римской архитектуры. Он является результатом соединения элементов и ордеров.
(см. ; = ).
– см. .
– устой, вертикальная опора, расположенная с внешней стороны стены здания и принимающая на себя боковой распор.
– часть конструкции, конец балки, выступающий из плоскости стены. Предназначена для восприятия вертикальной нагрузки: , балкона. На консоли обычно устанавливают , скульптуры, и т.п. Снизу консоль обычно декорируют .
– , служащий для перекрытия полуцилиндрических частей (, ).
– элемент горизонтального членения объема здания в виде , обобщенного профиля с сильным рельефом. Обычно выполняет роль междуэтажного членения.
– более поздний греческий ордер, получивший развитие в римскую эпоху. Отличается декоративным богатством. Высота колоны составляет 20 , имеет высокую корзинообразную , украшенную двумя рядами , на котором лежит профилированная сложной в плане формы – квадрат со срезанными углами и вогнутыми сторонами. Углы поддерживают волютообразные завитки стеблей, выступающих из листьев. Эти маленькие называются . имеет 24 , такие же, как в ордере. Структура тоже подобна , но добавляется новый элемент в – с в виде , поддерживающих .
– наклонная балка, на которую опираются своими концами ступени лестничного марша. В условиях индустриального домостроения лестничный марш отливается целиком из железобетона и носит название косоур.
– декоративная деталь в готике в виде скульптурных стилизованных листьев или цветов, служит украшением щипцов и вимпергов.
(= ; = ) – приподнятое основание, на котором обычно возводились древние греческие храмы. Имело две-три ступени.
(см. ).
(= ) – скульптурно-декоративный стилизованный цветок или бутон из камня (чугуна) с одной или двумя парами горизонтальных крестообразных лепестков. Венчает в готической архитектуре , , , .
– деталь или конструкция в виде , прикрепленная к стене. Служит опорой для наружных частей здания: балкона, навеса над крыльцом, дождевого козырька.
(= ) – боковой корпус сложного в плане здания, часто соединенный крытым переходом с главным корпусом. Крылья располагаются, как правило, симметрично по сторонам главного корпуса, в одну линию или выступая вперед. В последнем случае пространство между крыльями образует перед здания т.н. парадный двор – . Если и переходы вкупе с главным зданием образует округлый двор, он будет называться .
– приподнятая над землей площадка перед входом в здание, открытая или с навесом.
– сводчатое перекрытие, внутреннюю которого можно рассматривать как тело вращения кривой (дуги окружности, эллипса, параболы и т.д.) вокруг вертикальной оси. Название «купол» относится и к наружным покрытиям зданий, имеющим подобные формы. Различают купола , , , на .
– , разделенный на вспарушенные (от слова «») секторы и напоминает форму раскрытого зонта. Имеет в основании цилиндр или многогранник.
– , возводящийся на прямоугольном основании при помощи специальных сводов – парусов. Таковым является купол Казанского собора в Санкт-Петербурге.
– в форме части шаровой поверхности, чаще всего полушара, возводимый на .
(шлемовидный) – , вертикальный разрез которого имеет стрельчатое очертание, например четырехцентровочной стрельчатой .
– парадный двор перед зданием, ограниченный главным корпусом и боковыми с крытыми переходами. От улицы отделяется сквозной оградой с воротами.
– горизонтально положенные бревна и .
(= ) – башенка на , световой фонарик, служащий завершением .
– строительный кровельный материал в русском зодчестве, деревянная «черепица» для покрытия куполов, бочек, кокошников, луковичных главок православных храмов. Изготовлялся из осиновых дощечек, концы которых заострялись в виде ступенчатого клина («городчатый») либо имели округлое завершение или треугольное, - отсюда и название «лемех», т.к. они напоминали лемех плуга.
– рельефные украшения в интерьерах и на зданий и сооружений из алебастра или бетона. Обычно лепной выполняют отливкой или прессованием.
(= , ) – профилированный поясок, орнаментированный в форме сердечек.
(= ) – тонкие каменные плиты, применявшиеся для верхнего настила пола, иногда для перекрытия отдельных частей зданий.
(см. ).
– передняя, лицевая грань (лицо) (тесанного камня), может обрабатываться по-разному.
– внутренняя поверхность , обычно декорируется .
– помещение, образовавшееся благодаря заглублению части стены внутрь здания. Поскольку в нем отсутствует наружная стена, лоджия может быть ограничена от внешнего пространства , , , .
(см. ).
(= ) – вертикальный плоский и узкий выступ на стене, напоминающий , но в отличие от нее не имеющий и . Лопатка является или конструктивным утолщением стены, или имеет декоративный характер, расчленяя плоскость стены и выделяя основные части .
– сегментовидной формы, напоминающий по своим очертаниям натянутый лук.
– оконный проем круглой или многоугольной формы в чердачном помещении или купольном перекрытии. Часто имеет декоративное значение, украшается , лепным обрамлением. Встречается название круглого окна – «», или «».
(= ) небольшой арочный проем, ограниченный снизу горизонталью. Расположенный в , в , над окном или дверью, люнет служит для освещения внутреннего пространства и для обогащения архитектурных форм здания.
(= ) (см. ).
– чердачное помещение, образованное скатами высокой крыши (по фамилии французского архитектора Жюля Ардуэн-Мансара 1646-1708). Часто каждый скат состоит из двух частей: верхней пологой и нижней – более крутой (т.н. мансардная крыша).
(= ; = ) – скульптурное изображение в виде человеческого лица или головы животного. Маскарон помещается на или дверных и оконных проемов, на ; применяется в виде водолея на , на причальных стенах.
– основная несущая , поддерживающая потолочный настил в деревянных постройках.
– название реки в Малой Азии с извилистым ложем, ныне Мендерес. Характер её рисунка дал название типу геометрического орнамента в виде непрерывной кривой (позже ломаной) линии с завитками. Широко применялся в искусстве Древней Греции.
– в архитектуре и прикладном искусстве рельеф или орнаментальный мотив, заключенный в овал или круг.
– верхний полуэтаж или надстройка над средней частью жилого дома. Часто имеет балкон.
– первоначально в Древней Греции название промежутка между торцами потолочных балок, выходивших на здания. В дальнейшем в каменной архитектуре стали называть прямоугольные плиты (обычно почти квадратные), которые чередуясь с образуют . Иногда украшались рельефами, реже росписью. Имели размер 1,5 на 1,5.
(см. ).
– стилевое направление в архитектуре конца XIX – начала XX веков, связано с использованием новых технико-конструктивных средств, свободной планировки для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий. Характерно стремление к оригинальности, приводившее к деформации привычных очертаний (изогнутые , криволинейные формы оконных проемов, подчеркнутая асимметрия и т.д.), введение причудливых из ломаных, разорванных и кривых линий; широко использовались символические мотивы – русалки, болотные растения; часто привлекались стилизованные формы архитектуры и искусства прошедших эпох и экзотические . Широко использовались новые материалы (металл, железобетон).
– исходная единица измерения, устанавливаемая для данного архитектурного сооружения и выражающая кратные соотношения его составных элементов. Применение модуля позволяет придать сооружению и его частям точную соизмеримость, облегчает сборку их из отдельных, точно изготовленных частей, способствует типизации и стандартизации в строительстве. В системе архитектурных ордеров за модуль принимается обычно нижний диаметр колонны. Иногда за модуль принимают ширину триглифа, диаметр купола, расстояние между осями колонн.
(= ) – конструктивная деталь 1-го типа; концы балок перекрытия, выпуски, поддерживающие . Ширина их по равна 1 модулю. В других ордерах модульон выполняется в виде , обработанной .
– произведение архитектуры (триумфальная , , памятная ) или скульптура, воздвигаемые для увековечения исторического события или деятеля.
(см. ).
– выступ, поддерживающий , напоминающий конец выпущенной стропильной ноги.
– обрамление дверного или оконного проема профилированной рамой. Внутренняя часть наличника (обращенная к проему) состоит из нескольких гладких , незначительно выступающих одна над другой – . Наружные края обычно заканчиваются профилем или с полочкой. часто поддерживаются , которым иногда соответствуют , идущие по краям наличника, так называемые .
– см. .
(= ) – наружная наклонная каменная плита (или металлический лист), служащая для водоотвода.
– углубление в толще стены для конструктивного ее облегчения или в целях пластической обработки поверхности стены. Углубление имеет сильный рельеф (до половины его ширины). По форме различают прямоугольные в плане с прямым перекрытием; полуциркульные – прямоугольные в плане, перекрытое полуцилиндром; полукруглые в плане с наверху и круглые в виде полушара или части шара. Полуциркульные или полукруглые ниши часто обрабатывались как , т.е. и . Ниши обычно используются для установки , скульптур, светильников.
– каменный, прямоугольный в плане, несколько суживающийся кверху с пирамидально заострённым навершием. Древнеегипетский символ солнечного луча.
(см. ).
(см. , = ).
– в виде , повернутого на 180º.
– в виде , повернутого на 180º.
(см. ).
– в классической архитектуре оконные проемы с криволинейными перекрытиями обрабатывались как : с или путем выявления клинчатой структуры с швов, выделением . Арочные проемы охвачены в виде прямоугольной рамки. Названо окно по имени итальянского архитектора Д. Браманте (XV век).
(см. ).
– этот вид обрамления проема, представляет собой пролет, обработанный и , опирающийся на , приставленные к проема. Названо по имени итальянского архитектора и скульптора эпохи Возрождения Якопо Сансовино.
(см. ).
– декоративный элемент в строительном, изобразительном и прикладном искусстве, состоящий из повторяющихся стилизованных природных и архитектурных форм.
– комфортабельный, обычно 1- или 2-этажный многокомнатный городской дом.
– отдельно стоящая постройка облегченного типа, имеющего сравнительно небольшой компактный объем. Особенно распространены парковые павильоны. Название павильон прилагается также к частям большого здания (обычно дворцового типа). Чаще всего квадратные или многоугольные в плане, они увенчаны самостоятельной кровлей и располагаются по краям .
(см. также ) – открытые прогулочные площадки на вокруг зданий или их крышах с ограждением по периметру. (Города на реках и морских побережьях имеют особую атмосферу, стихия воды привносится в город, и часто именно на набережных, главная функция которых – функция фасадности, возникают знаковые архитектурные объекты. Формируя речные и морские , постройки отражают художественно-стилистические и композиционно-пространственные особенности архитектуры городов у воды. Архитектура судов и дебаркадеров перекликается архитектурной зданий, стоящих на земле. Архитектура дебаркадеров строится по тем же законам композиции, что и архитектура зданий и сооружений, являющихся ландшафтно-градостроительными акцентами. Дебаркадеры – жилые дома, отели, рестораны и даже музеи - достаточно популярны в странах Западной Европы. Во всероссийском пионерском лагере «Орленок», построенном в начале-середине 60-х годов, архитектура круглогодично жилых корпусов напоминает корабли, а прогулочные вокруг зданий и на крышах повелось называть только «палубами».).
– скульптурный или живописный орнаментальный мотив в виде стилизованных пальмовых листьев (или цветочных чашечек с веерообразными лепестками), чаще всего соединенные «усиками» в . Служит украшением архитектурных деталей (, , ).
(= ) – в архитектуре и строительном деле – пологий (обычно 13-14 градусов) подъем для въезда экипажей на верхнюю площадку крыльца. Пандус иногда заменяет лестницу внутри здания и снаружи. В современном строительстве пандусы, или рампы широко применяются для подъема в многоэтажные гаражи, для спуска в подземные уличные переходы.
– часть стены, обрамленная лепной рамкой, лентой , заполняемая каким-либо художественным изображением, а также живописное произведение декоративного характера, предназначенной для постоянного заполнения участка стены (настенное панно) или потолка (). Панно называют также композиции мозаичные, лепные, резные деревянные и иные, применяемые для той же цели.
– невысокая стенка, ограждающая балкон, мост, набережную, кровлю здания и т.д. В последнем случае парапет, как правило, идет по длине или по периметру всего здания. Обычно делается простым, в некоторых случаях приобретало художественную форму, когда использовались парапетные тумбы для установки статуй, декоративных , и т. п.
(= , ) – элементы купольной конструкции в форме сферического треугольника (напоминающие собой надутый парус), при помощи которых возводится купол над четырехугольным в плане помещением. Для этого по сторонам прямоугольного основания сооружаются , промежутки между которыми заполняют парусами. На верхние грани парусов опирается кольцо или . Иногда термином «паруса» обозначают также треугольные нишеобразные – .
(см. , , , ) – архитектурное сооружение садового назначения, состоящее из ряда поставленных друг за другом или парных , связанных между собой поверху деревянной обрешёткой и обсаженных вьющимися растениями.
– небольшого размера, применяемая для перекрытия оконных, дверных проемов, .
– перекрытие оконного или дверного проема. В отличие от балочной, это плоская перемычка арочного типа, выполненная из радиального, или клинчатого кирпича. Принцип работы такой перемычки такой же, что и .
– совокупность внутренних конструктивных элементов оконного проема, членящих это пространство по определенной схеме (рисунку). В некоторых общественно значимых зданиях конструктивные элементы обогащены и . Иногда под переплетом подразумевают всю конструкцию окна.
– вид ограды, предназначены оберегать людей от падения. Ставятся на лестницах, террасах, балконах, набережных, мостах и т.п. Высота их обычно в пределах одного метра. Укрепленные опорами в виде тумб, стоек, перила выполняются из камня или в виде металлических решеток (железных – кузнечной работы или литых из чугуна).
(см. ).
– две высокие, узкие в плане, усеченные с входным между ними, составляющие монументальные входы, а также массивные , стоящие по сторонам въездов, входов на территорию общественных зданий, парков. Обычно служат для скульптур, . Пилонами также называют мощные опоры (большого сечения, чаще прямоугольные в плане), которые поддерживают плоские перекрытия, , , устои мостов. иногда называют .
(см. ).
(= ) – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения (различного выноса из поля стены – от 1/2 до 1/8 ширины пилястры), повторяющий все части и пропорции . Служит для вертикального членения плоской стены.
(= ) – завершенные остроконечными декоративные башенки, увенчивающие .
– монументальное надгробное сооружение в Древнем Египте и Месопотамии. Пирамиды слагались из гладко отёсанных известняковых блоков и первоначально были ступенчатыми. В дальнейшем приобрели геометрически правильную форму с прямоугольным основанием, одиночной вершиной и гладкими гранями. Известны также пирамиды инков и ацтеков.
(см. ; = ).
– маленькая , например, наверху .
(см. также ) – потолок, украшенный живописным или скульптурным (лепным) изображением. Термином «плафон» обозначают также живописное полотно, мозаичное , которое закреплялось на потолке, и фресковая живопись по штукатурке, украшающая . В искусстве и рококо плафоны часто расписывались с использованием эффекта иллюзорного «прорыва» перекрытия: изображались небеса и летящие фигуры в сильных ракурсах. Были распространены плафоны с нарисованными архитектурными сюжетами (, , и пр.), которые создавали иллюзию продолженного за перекрытие реального пространства.
– массивная квадратная плита, лежащая в основании .
– профилированная рейка (брусок), служащая для прикрытия стыковых щелей между полом и стеной.
– с заоваленными краями (см. ).
(= ) – в виде прямоугольного выступа, служит для отделении архитектурных элементов друг от друга широкая и окаймления более крупных профилей (см. ).
(= Узкая ) (см. ).
(см. ).
– , выступающая из плоскости стены по всей высоте на половину диаметра. Равно как и , она в конструктивном отношении играет роль , увеличивая устойчивость здания.
– , имеющий вид части купола, разрезанного вертикальной плоскостью пополам.
– см. .
– прием орнаментальной кирпичной кладки, выполненный путем установки кирпича на ребро или укладка плашмя под углом к наружной поверхности стены.
– архитектурно оформленный дверной проем здания (преимущественно в монументальных зданиях общественного назначения, культовых и т.д.). В зданиях и стиля, а также в русском зодчестве 12-17 веков характерны своеобразные, так называемые : несколько уходящих в глубину стены уступов, уменьшающихся в размерах. В архитектуре Возрождения и порталы нередко обрабатывались и , несущими , часто и .
– , образуемая , несущими перекрытие, чаще всего помещается перед входом в здание и завершается или .
(= ) – архитектурно-декоративное подножие, являющееся органической частью скульптурного произведения.
– верхние и нижние грани (см. ).
(= ) (см. ).
(= ; = ) – горизонтальное членение объема здания, представляющее подобие , или горизонтального выпуска с небольшим выносом.
(см. ).
– расстояние между опор , от одной до другой.
– часть стены между двумя окнами. Часть стены между окном и углом здания – .
(см. , = ).
– в русском оборонительном строительстве часть крепостной стены между двумя башнями.
– утолщение стержня в нижней части кувшинообразной .
(см. ).
(см. ).
– элемент, на который опирается своим нижним концом.
– см. .
(= ) – членение объема по вертикали, проходящее по всей его вертикали. Путем создания небольших выступов – утолщений стены раскреповка членит все элементы, которые она пересекает: , , , , . Наиболее характерно это средство пластической выразительности для архитектуры .
– горизонтальная составляющая вертикальной нагрузки, возникающая в распорных системах. К ним относятся и .
– лицевой шов каменной кладки определенной формы – круглого валика или косой подрезки.
(= ) – короткая , расположенная под , к ней крепятся , или (см. ).
– регулярная конструктивная облицовка бетонной поверхности в виде косой сетки.
– вид ограды, в противоположность глухим заборам представляет собой ажурное ограждение, выполненное из металла, звенья которого закреплены между стойками.
(= , ) – элемент строительной конструкции, расположенный преимущественно горизонтально. В каркасных зданиях соединяет опоры, в рамах – стойки, в крышах – стропила на середине их высоты.
– наиболее распространенный способ расчленения объема здания, выделение отдельных его элементов путем выноса их за основную линию . Обычно ризалиты располагают симметрично по отношению к центральной оси здания. Различают ризалиты: , , ().
(см. ).
– круглый оконный проем на или католической церкви. Вначале без переплета, позже рисунок переплета в виде радиальных спиц преображается в кружевной узор.
– орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка. Чаще всего используется для заполнения .
(романская архитектура) – господствующее направление в искусстве западной Европы с X по XIII век. Основной признак романской архитектуры – обороноспособность. Для нее характерны тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, независимо от назначения сооружения. Развиты орнаментальная отделка зданий, резьба, литье и чеканка по металлу. К XIII веку романский стиль был вытеснен готикой.
– круглая в плане постройка (, , зал), обычно окруженная и перекрытая .
– в деревянном зодчестве крытая площадка наружной лестницы.
(= ) – кладка стеновых блоков с выступающей лицевой гранью. При кладке боковые грани и (верхняя и нижняя поверхности) каменных блоков должны быть чисто отесанными, чтобы плотнее примыкать друг к другу. Задняя грань – хвост, обращенная внутрь стены, не обрабатывается. Передняя, лицевая грань, или , в римской строительной практике из соображений экономии оставалась практически необработанной. Рустикой стали называть кладку с выступающей лицевой гранью. Со временем формы руста обрели большое разнообразие: (грубо околотая поверхность), (в виде правильного параллелепипеда), ( с заоваленными краями), , или и т.д. Рустами обрабатывались не только плоскости стены, но и и . Со временем архитектурная практика превратила сложный руст из строительного приема в декоративный прием, выполнявшийся даже в штукатурке. (= ) – декоративный прием по штукатурке, имитируется разбивкой стены на прямоугольники или полосы. Оживляя плоскость стены богатой игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания, его устойчивости.
– архитектурная обработка стены над оконным или дверным проемом, небольшой , выступающий из стены над , для защиты от дождя. Представляет выносную над . Иногда сандрик укрепляется на , или , расположенных по сторонам проема. Различают сандрики прямые, треугольные, лучковые.
– в виде сегментовидной формы, напоминающей по своим очертаниям натянутый лук.
– представляет собой прямолинейную выносную конструкцию в виде - на над окна или двери.
– представляет собой небольшой треугольный на .
– выложенный из камней клинообразной формы, или имеющий клинообразные швы между камнями.
– криволинейные строительные конструкции, служащие для перекрытия помещений. По конструкции своды бывают и . Древнейшим является цилиндрический, опирающийся на параллельные опоры (стены, ряды ). Очертания цилиндрического свода в поперечном разрезе может быть в виде дуги окружности, параболы, эллипса или другой кривой (например, стрельчатый). Особое место занимает купольный свод, образованный вращением кривой вокруг вертикальной оси.
– относятся к самым ранним по времени . Они образовывались постепенным напуском горизонтальных углов кладки и не образующие бокового распора.
(= , , ) нежилая часть дома, примыкающая к жилому помещению, соединяет его с улицей. Сени характерны для крестьянского жилища и для небольших городских домов.
– или навес на (), например завершающий , укрывающий колодец или .
(ударение на первом слоге, см. ; см. ) – элемент кровли, оформляет карнизную часть; имеет вид желоба для водосбора и снабжен по отверстиями для водосброса, выполненными в виде или . В сечении сима имеет разнообразную форму: в , в .
– грубо околотая поверхность граней стеновых блоков (см. ).
– вогнутого сечения, очертания которой составляют две четверти окружности разных диаметров. Скоции обычно употреблялись в .
(см. ; = ).
(см. ).
(см. ).
– окно в крыше здания, предназначенной для освещения и проветривания чердачного пространства. Обычно закрывается остекленным переплетом и решеткой.
– нижняя поверхность ().
(= ) – в архитектуре декоративные детали в виде призматических фигур, расположенных выступающими один над другими рядами. Сталактиты обычно располагаются на , , , образуют . Характерны для мавританской архитектуры, средневекового зодчества Средней Азии.
– в античной архитектуре храма или . В древнегреческой архитектуре стереобат обычно состоял из трех ступеней. Поверхность верхней ступени, иногда вся верхняя ступень называется .
(см. ).
(1) – бревно, брус, стоящие вертикально, стойка, стояк, подпорка (см. ).
(2) – тщательно отредактированная сосна (литературно-редакторское значение).
– , . В прилагательных «одностолпный», «четырехстолпный» означает количество , поддерживающих . Башнеобразное сооружение.
– расстояние от верхней точки по вертикали до пяты.
(см. ; = ).
– выемка на нижней поверхности выносной () плиты для прерывания потока дождевой воды (см. , ).
– небольшое проходное помещение внутри здания или пристройка снаружи входных дверей.
– в ордерной системе горизонтальная типа , завершающая . Над ней размещен .
– неглазурованные керамические изделия бытового, художественного и строительного назначения – посуда, мелкая пластика, садово-парковая скульптура, игрушки, изразцы. Из терракоты различных оттенков делают , , , , , и другие детали оформления зданий.
– горизонтальная площадка на склоне местности естественного происхождения или искусственно устроенная.
– внутреннее поле , также участок стены над дверью, окном, выделенный рельефом, имеющий треугольное или полуциркульное замкнутое очертание. В тимпане помещают скульптуру, живописные изображения, и пр.
– картина или рельеф, имеющий круглую форму.
(=) (см. ).
– древнеримский наиболее простой и обобщенный по своему рисунку (по имени Тосканы, области Италии населяемой этрусками или тусками): профили гладкие, без порезок. в 1 ( = 1/2 нижнего диаметра ). прямоугольная; круглая с профилем – и шейки, являющейся продолжением .
– (см. ).
– деталь , прямоугольная плита с тремя вертикальными бороздами треугольного сечения. Триглифы располагаются на одной оси с и имеют ту же ширину, т.е. 1 модуль, а в высоту 1,5 модуля. Триглифы опираются на .
(= ) – особый вид сводчатой конструкции, треугольные нишеобразные своды в виде половины воронки, которые помещаются в углах сходящихся стен. Тромпы позволяют возвести круглый или многоугольный над четырехугольным в плане помещением. Тромпы характерны для средневековой архитектуры стран Азии и Закавказья.
(см. ).
– между окнами, иногда украшенный ; так же называют и высокое , помещенное в .
(см. ; ).
– см. .
– керамический сосуд, служивший различным целям.
– комплекс жилых, хозяйственных, парковых и других построек, составляющих единое хозяйственное и архитектурное целое. Классический тип помещичьей усадьбы XVIII-XIX веков обычно включал барский дом с , хозяйственные постройки – конюшни, оранжереи, сараи, парк, а также церковь.
(= ) – форма с ушками возникла в результате пластической обработки балки- и поддерживающих ее каменных стоек-косяков в том случае, когда концы выступали за пределы косяков, а обрамляющие их профили следовали внешнему контуру и косяков.
– наружная, лицевая сторона здания. Различают фасады: главный, боковой, задний, уличный, дворовый, садовый. Формы, пропорции, фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его образа.
– способ пластической обработки – три гладкие, слегка выступающие одна над другой горизонтальные полосы, которыми членится поверхность главной балки.
(см. ).
(см. ).
– пластический прием обработки поверхности стены – выделение участков стены тонкими профилированными рамками. Поле филенок заполнялось скульптурным или живописным , . Филенкой называют также элемент столярной конструкции – щиток из тонких досок, фанеры, заполняющий просвет в каркасе полотна двери, обшивочной панели стены, мебели и т.д.
(см. ).
– боковая пристройка основного здания или отдельная постройка, входящая в состав (см. ).
– устройство для определения направления ветра, представляющий собой металлический лист, свободно вращающийся вокруг оси. Зачастую архитекторы, разрабатывая художественный образ сооружения, флюгеру придают определенный знаковый характер.
– сооружение первоначально служило утилитарным целям как источник питьевой воды. Впоследствии сочетание струй, потоков и каскадов воды с архитектурой и скульптурой стало служить украшением городов и парков.
– верхняя часть оконного переплета преимущественно над створками окна. Оконная фрамуга может быть глухой (неоткрывающейся) и створной (открывающейся).
(см. ).
– средняя горизонтальная часть в виде широкой плоской балки без членений. Как правило, на размещались, если не было архитектурных и декоративных элементов (, , ), краткие названия культурных, административных, исторических и научных учреждений.
– завершение здания, , , представляющее собой обычно треугольную плоскость, ограниченную по бокам двумя скатами крыши и у основания – . Поле фронтона, так называемый , часто украшается скульптурой. Разновидность фронтона, в котором отсутствует (полностью или частично) горизонтальный , называется .
– основной стержень, или ствол . Фуст имеет , может быть обработан .
– способ кладки стен из больших тесанных каменных глыб без связующего раствора.
– округлый двор, образованный и переходами вкупе с главным зданием , (см. ).
– нижняя часть наружной стены здания или нижняя часть сооружения (устои моста, , памятника и т.д.), лежащая непосредственно на фундаменте. Цоколь слегка выступает наружу и зачастую обрабатывается профилями, и т.п.
– кровельный штучный материал из обожженной глины.
(см. ).
(= ; = ) – завершение центрических в плане построек (колоколен, , храмов) в виде высокой четырех-, шести- или восьмигранной , распространенное в русском деревянном зодчестве до конца 18 века. В культовых сооружениях шатер обычно увенчивался , в гражданских и военных постройках – дозорной вышкой, и т.п.
– вершина или при виде снизу, линия, соединяющая верхние точки или .
– в деревянном зодчестве – сруб из шести стен (шестигранник).
(= ) – вертикальное остроконечное завершение крыши (, ) в виде сильно вытянутого конуса; часто бывает увенчано флагом, символической фигурой.
– передняя и задняя плоскости .
– верхняя часть торцовой стены, ограниченная скатами крыши. Название применяется обычно к постройкам с двускатной крышей, образующей щипец, не отделяемый – в отличие от – горизонтальным . В щипец – декоративный треугольник, венчающий окно, , принято называть .
– архитектурное оформление окна или , образованное или , опирающимися на подножие, и увенчанное . предназначались для установки статуй, , украшали стены, храмов, общественных зданий и частных домов.
– художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях. Обычно имеет место в период смены больших художественных систем.
– легкая выпуклая кривизна , создающая впечатление упругости усилия, с каким несут , и одновременно устраняющая оптическую иллюзию вогнутости ее ствола.
(см. ).
– часть внутреннего объема здания, вынесенная за пределы его наружных стен и выступающая на в виде закрытого балкона. Обычно эркер не опускается до земли, охватывая один или несколько этажей.
– часть в виде круглой в плане каменной с выпуклым криволинейным профилем (чаще – ). Эхин является переходом от ствола к квадратной плите ().