Жилой дом по адресу Ленина, 22/2 был построен в 1949 году по проекту архитектора А.В. Козлова. Построенное на крутом склоне, здание спускается вниз по проспекту Ленина несколькими ступенчатыми блоками. Это характерная особенность многих магаданских домов. В заметках газеты "Советская Колыма", в канун нового 1946 года, говорилось о предстоящем строительстве этого 84-квартирного дома, общей протяженностью 215 метров. В нем планировались встроенные объекты культурно-бытового обслуживания, в том числе парикмахерская. Многие годы это было самое большое жилое здание со времен Дальстроя. В курдонёре, там, где примыкает нижняя секция с проходной аркой к дому N 20, разбит уютный скверик. Протяженный фасад здания позволил обогатить его всевозможным архитектурным арсеналом и замысловатым декором сталинского ампира: арки кессонированные, аттики, французские балконы (без прогулочной площадки), балюстрады, зеркала (часть стены, оформленная рамкой), каннелюры, картуши, колонны, консоли, медальоны, парапеты, пилястры, порталы, раскреповки, розетки, сандрики, сухарики, фиалы и многое другое. |
Здание радует глаз позабытыми ныне образцами наружного декора, такими как ретикулат, картуш и медальон. Ретикулат представляет собой эффектный настенный декор в виде правильной ромбовидной сетки (лат. rete: сеть, невод; reticulum: сеточка). Этот архитектурный прием известен еще со времен Древнего Рима, где каменные облицовочные блоки укладывались в виде правильной сетки. См. слева. А на справа мы видим картуш, уже знакомый нам элемент декора. Медальон (от итал. medaglione: диск) вначале представлял собой богато изукрашенный нагрудный диск, который в эпоху Древнеримской империи вручался военачальнику-победителю в качестве награды. В качестве элемента наружного декора медальон представлял собой рельефный овал или круг, внутри которого размещалась мозаичные, резные или лепные изображения, растительные орнаменты, росписи и пр. В нашем случае мы видим достаточно скромный медальонный барельеф, внутри которого размещен лепной цветок на квадратном основании. (См. ). |
Обратим внимание еще на такой способ украшения колонны, как каннелюры (фр. cannelure: паз, выемка, рифление). Каннелюра представляет собой вертикальный желобок на стволе колонны или пилястры. Каннелюры появились в Древнем Египте и получили свое дальнейшее распространение в античной архитектуре. (См. ). Мы с вами уже познакомились с треугольными карнизами - сандриками над окнами, а здесь мы видим так называемый лучковый сандрик с раскреповкой. По своей форме лучковый сандрик представляет собой сегмент круга, у которого в данном случае боковые отрезки вынесены вперед, а средняя часть кажется "утопленной" - это и есть раскреповка. |
Здесь также присутствуют уже знакомые нам дентикулы, а также кауликоли (лат. caulis: стебель) - волютообразные завитки стеблей, выступающие из-за листьев аканта, - характерный мотив коринфской и композитной капителей. См. . Следующим объектом экскурсии у нас будет улица Портовая, но предварительно мы еще раз взглянем на верхнюю часть дома Ленина 22/2 и полюбуемся декоративными аттиками, возвышающимися над карнизом и гармонично оформляющими стенное пространство. Последний аттик с циркульной центральной частью венчает стену развитого трехэтажного многооконного выступа, напоминающего эркер. Он опирается на уровне второго этажа на четыре мощные треугольные консоли, декорированные листьями аканта. Его стены украшены четырьмя коринфскими пилястрами с каннелюрами, а также розетками, зеркалами, карнизами и поясками сложного профиля. Все здание, окрашенное в нежные пастельные тона и озаренное зимним солнцем, кажется легким и воздушным, оно как будто парит над землей. И даже новомодные тяжеловесно-крикливые, местами уродливые вывески брендов на первом этаже не могут испортить впечатление этой грациозной воздушности. |