ул. Пушкина, д. 6

Здание областного совета профсоюзов (в просторечии "Облсовпроф", ныне "Дом Союзов") построено в 1953 году.

Авторы архитектурного облика - зодчие Лепковский А.А. и Ламаури Н.А.

Каменная постройка переменной этажности (в 3-4 этажа) создана в стиле неоклассики, или, так называемого сталинского ампира. В период правления Иосифа Сталина, архитектурная политика способствовала становлению классического монументального стиля, во многих чертах близкого к , эклектике и ар-деко.

Признаки классики (ампира) - наличие симметрии, ордерной системы. Характер построек - парадный, пышный, монументальный.

"Дом союзов", построенный на излете сталинской эпохи несет все признаки ампира, но при этом нет особой пышности. Видимо сказались удаленность Магадана от центра "империи" и экономика послевоенного десятилетия, когда почти все средства уходили на восстановление разрушенного хозяйства и создание оборонного потенциала страны.

Цветовое решение здания: фон - очень светлый бежевый цвет, близкий к белому; архитектурные элементы - белого цвета. В недавнем прошлом основной фон был ярко-желтый.

Здание в плане Т-образное, с выступающим парадным входом в центральной части главного фасада (средний ризалит). Протяженный трехэтажный главный фасад основного объема выходит на ул. Пушкина.

Дворовый фасад из трехэтажного превращается в четырехэтажный за счет цокольного, возникшего на перепаде рельефа. К дворовому фасаду в центре примыкает трехэтажная пристройка с различными вспомогательными помещениями, обслуживающими комплекс столовой и актовый зал примерно на 400 мест.

главного фасада решен в виде четырехколонного , фланкированного с обеих сторон двумя такими же колоннами с небольшим отступом в глубину.

(расстояние между осями соседних колонн портика) равен 2,5 ширины колонны.

прямолинейные квадратного сечения примкнуты к стене здания и выполнены в стиле .

(легкая кривизна колонны с утолщением в средней части, создающей впечатление напряжения и упругости) в данных колоннах отсутствует.

колонн украшены листьями , и советской символикой - пятиконечной звездой и серпом с молотом.

Венчает капитель плита () усложненной формы - квадрат с вогнутыми сторонами и срезанными углами. Углы абака поддерживают кауликоли - волютообразные завитки стеблей, выступающих из листьев.

Нижняя часть капители имеет плиту с (архитектурным профилем) в виде и .

(стволы колонн) прорезаны пятнадцатью полуцилиндрическими углублениями (желобками) - (ложок (ед.), ложки (мн.) - русский аналог названия). Полоски, отделяющие одну каннелюру от другой, называются .

- основание колонны опирается на - массивную квадратную плиту. Поверх плинта размещаются две квадратные разновеликие плиты, закругленные с боков валами, между ними средняя плита имеет вогнутую боковую поверхность в виде сложной кривой - .

(балка, опирающаяся на 4 колонны портика) состоит из трех горизонтальных элементов (перечисления сверху вниз в данном случае и далее) - карниза, фриза и архитрава.

имеет сложный архитектурный профиль и состоит из трех частей - венчающей, свешивающейся и поддерживающей. Нижняя - поддерживающая часть имеет профиль из сочетания четвертного вала, полочки, валика и еще одной полочки. Свешивающаяся - в виде широкой с большим свесом. Венчающая - в виде полки, и небольшой полочки.

(средний элемент антаблемента) - в виде широкой плоской балки без членений. Как правило, на фризе размещались, если не было архитектурных и декоративных элементов (, , лепнины), краткие названия культурных, административных, исторических и научных учреждений.

(нижний элемент антаблемента) - широкая плоская балка с архитектурным профилем поверху из четвертного вала и полочки.

Современное название "Дом союзов", выполненное из анодированного полированного металла "под золото" и прикрепленное почему-то к архитраву, закрывает часть архитектурных профилей. В солнечную погоду оно отбрасывает мощную тень, внося диссонанс в выверенные пропорции архитектурных элементов. Сверкающие буквы непропорционально большого размера в стиле, близкому к хай-тек, смотрятся аляповато на здании классического стиля.

Венчает портик треугольный , боковые скаты которого имеют такой же профиль, что и карниз портика, и карниз крыши всего здания. - треугольное поле фронтона, украшенное лепниной в виде и каскада знамен. По центру тимпана картуш, "нанизанный" на ось симметрии, имеет форму удлиненного щита, обрамленного четырьмя разнонаправленными завитками с серпом и молотом по центру в овальном поле, ограниченному цепочкой . Картуш симметрично охватывают каскадом четыре ниспадающих знамени. Снизу картуша расположена из ветвей, переплетенных лентой.

Переплеты окон, ранее выполненные из дерева, имели коричневый цвет и восьмичастное деление. Современные пластиковые окна, заменившие прежние, имеют белый переплет и трехчастное деление. Казалось бы, незначительная деталь (с точки зрения обывателя), но она заметно влияет на облик здания.

, завершающий ризалит, имеет ступенчатый характер и повторяет в плане рисунок центрального входа. Парапет завершается архитектурным профилем из валика и двух полочек.

Первоначальный облик здания имел парапет по всему периметру крыши, который был ниже парапета центральной части. Он состоял из каменных , зрительно продолжавших главного фасада, стенок, , соединявших столбики, и металлических решеток, заполнявших сквозные проемы. Верхняя часть элементов периметрального парапета (столбики, стенки и перемычки) имели архитектурные обломы, аналогичные парапету центрального входа.

Впоследствии (в 60-70 годы) парапет по периметру кровли ликвидировали, видимо из соображений устранения снегозадерживающих свойств данной конструкции и упрощения водостока. При этом здание стало менее монументальным, а зрительно длиннее и ниже.

Первоначальный вид здания не сохранился. Судя по старым фотографиям, рустовка темно-серого цоколя имела вид (теска в виде правильного параллелепипеда).

В 2000-е годы цоколь облицевали светло-коричневым новоделом в виде скального руста. При этом "каменные" плиты крепились к деревянной обрешетке обычными ничем не прикрытыми шурупами. ("Бетонные плиты гвоздями прибиты"!). Сопряжение новодела с первоначальными архитектурными элементами (лопатками, базами колонн) носит непродуманный и случайный характер, изменяет пропорции и цветовое решение фасада не в лучшую сторону.

Смежные окна главного фасада разделены лопатками на всю высоту здания от антаблемента до цоколя. Лопатка - вертикальный плоский и узкий выступ на стене имеет декоративный характер, расчленяет плоскость стены, выделяя основные части фасада. В нашем случае лопатки слегка "усложнены" - прорезаны 5-ю каннелюрами.

Для обогащения рисунка и придания парадности зданию, третьего этажа, примыкающие к верхней части лопаток отделаны лепниной, имитирующей половинки капителей колонн портика.

Верхи угловых простенков главного фасада, а также простенков, примыкающих к портику, украшены четырьмя с барельефами. На первом панно (перечисление по зданию слева направо, здесь они приведены сверху вниз на фото 9-12) изображены сцены труда горняков и строителей-инженеров. На втором дети всех возрастов - играют, отдыхают, учатся, занимаются в кружках. На третьем взрослые занимаются разными видами спорта (футбол, легкая атлетика). На четвертом взрослые - отдыхают, прогуливаются, играют в шахматы.

 

Отдельного описания требуют интерьеры здания, что затруднительно при отсутствии фотографий наиболее значимых помещений - зала столовой и актового зала.

Для входного узла, и коридоров характерны потолки (большей частью зашиты современными подвесными потолками) с , квадратные колонны с лепными капителями.

 

Фото 9-12. Барельефные панно